Суббота, 20, апр, 12:17

Сегмент юридических услуг по разрешению споров под воздействием кризиса меняется. О том, какие тенденции заметны на этом рынке, а также об особенностях развития практики разрешения споров в одной из ведущих фирм мы поговорили с управляющим партнером московского офиса Magisters Дмитрием Дякиным.

Какие тенденции сейчас наблюдаются на рынке юридических услуг в части разрешения споров?

Если говорить о рынке в целом, я бы отметил две основные тенденции. Во-первых, надо признать, что почти во всех более-менее значимых судебных спорах задействованы юридические фирмы, имеющие в своем составе департаменты по разрешению споров. Кроме того, отечественные юридические фирмы продолжают доминировать в этом секторе юридических услуг, постепенно укрупняя и консолидируя соответствующие практики.

Как кризис влияет на данное направление?

Меняется структура споров. Если последние 3-5 лет количество споров по неисполнению обязательств, или, как их еще называют, взысканию долгов, в общей массе споров неуклонно уменьшалось, то в последнее время в связи с кризисом их число значительно возросло. Обострившаяся проблема неплатежей вызвала настоящую цепную реакцию. В сложившейся ситуации сомнений в том, что квалифицированные «судебщики» будут пользоваться спросом, не возникает. Так что в ближайшее время работы хватит.

Можно ли дать какие-либо оценки того, какую долю занимает содействие в разрешении споров в общем объеме юридических услуг московского отделения Magisters?

Традиционно судебная практика была одной из лидирующих в Москве. На судебный департамент нашей фирмы в разные годы приходилось до 80 % от всего объема оказываемых услуг. Хотя в последние годы мы также стали стремительно развивать несудебные направления, такие как корпоративное право, недвижимость и строительство, ГЧП и другие, доля департамента по разрешению споров по-прежнему остается значительной. Судебная практика постоянно развивается и эволюционирует. Мы продолжаем набирать сотрудников, инвестируем в укрепление новых направлений, таких как международный коммерческий арбитраж.

До кризиса некоторые эксперты говорили о том, что «клиент устал судиться» и готов тратить время и деньги на профилактику споров. Согласны ли Вы с этим, и если да, то прервалась ли эта тенденция в связи с нынешней экономической ситуацией?

В целом, могу согласиться с таким мнением. Все очень просто. В годы экономического роста споры уходят на второй план, если можно так выразиться: бизнес предпочитает инвестировать максимум времени и ресурсов в свое развитие, увеличивая прибыль и покоряя новые высоты. Споры становятся более редкими, однако более «изощренными», сложными с профессиональной точки зрения. В то время как в периоды стагнации, не говоря уже о кризисе, предмет споров упрощается, а их количество резко возрастает. Как правило, это происходит по двум причинам: компании становятся более экономными и требовательными, начинают «жалеть» потерянные в лучшие времена активы. Кроме того, высвобождаются необходимые ресурсы для управления спорами.

Дмитрий Дякин

Управляющий партнер московского офиса, возглавляет практику разрешения споров. В 2000 году окончил юридический факультет Московского государственного социального университета, получил степень M.P.L в Российской школе частного права (2006 г.) и прошел обучение по программе MBA в Государственном университете – Высшей школе экономики (2005 г.). В настоящее время получает степень LL.M по международному арбитражу в School of Law Нью-Йоркского университета.

Сопровождение каких споров сейчас наиболее актуально для клиентов вашей фирмы?

Как я уже говорил, набирает обороты практика по взысканию долгов. Ориентируясь на ситуацию на рынке и потребности наших клиентов, в рамках судебной практики в Magisters созданы специальные рабочие группы по взысканию долгов, а также банкротствам и реструктуризации, которые фокусируются на работе с клиентами именно в этих направлениях. Сохраняется большая доля корпоративных, антимонопольных споров, споров о правах на недвижимое имущество. Устойчиво растет доля альтернативных методов по разрешению споров, особенно в сфере международного коммерческого арбитража. Клиенты все чаще предпочитают включать арбитражные оговорки в контракты и обращаться в арбитраж.

Многие эксперты сходятся во мнении, что такая услуга, как содействие в разрешении споров, не может включать в себя гарантию достижения положительного исхода дела. Но что вообще при этом является результатом проекта, и каковы критерии качества предоставленной услуги?

Бесспорно, фирмы, подход которых определяется формулировкой «мы гарантируем результат», вызывают большие сомнения в их професисональной компетенции и законности используемых методов. Критерием оценки качества услуги по разрешению споров во многом может служить высокая степень предсказуемости желаемого исхода, и, если клиент избрал тот или иной рекомендуемый путь, эффективность использования всех предусмотренных законом способов для достижения необходимого результата. Иными словами, чем с большей долей вероятности юрист способен оценить судебную позицию до начала спора, тем больше ресурсов и времени клиент сможет сберечь. Принцип прост: высока вероятность выигрыша, клиент понимает все последствия – обращаемся в суд; если юрист оценивает шансы как невысокие, то лучше от этого шага воздержаться.

Судебную практику в Magisters называют «юридический спецназ». Почему?

Как правило, юрист в ходе судебного спора сталкивается с огромным количеством разнообразных юридических проблем. Часто спектр возникающих вопросов бывает так широк, a ответы на них требуются настолько оперативно, что юристы вынуждены работать в предельно стрессовых ситуациях, успешно справиться с которыми можно только при высокой концентрации внимания, эффективном распределении усилий и скоординированной работе всей команды проекта, что имеет сходство с работой спецназа.

Каковы особенности продвижения юридических услуг по разрешению споров? Можно ли делиться нюансами проведенных дел, которым способствовало активное продвижение?

Лучший маркетинговый ход – это профессиональна репутация. С этим сложно поспорить. Во многом она определяется опытом и признанием коллег по цеху и клиентов. Конечно, мы направляем определенные усилия на то, чтобы информировать профессиональное сообщество и клиентов о наших успехах и планах. Однако юридический рынок – не тот случай, когда решения клиентов основываются только на информации, полученной от фирмы, гораздо большее значение имеет репутация и опыт.

Насколько в ходе ведения судебных дел важно управлять ожиданиями клиентов?

Это не просто важно, а очень важно. Ситуация в ходе судебного спора может меняться значительно, если не кардинально. Поэтому основное правило – своевременно и наиболее полно информировать клиента обо всех значимых изменениях. Клиент имеет право знать, как развивается его дело. Более того, вовлеченность клиента и его сотрудничество с юристом на всех этапах дела выполняет важную функцию: способствует пониманию происхождения конфликта, помогает в формировании судебной позиции, сборе и подготовке доказательств.

Какими основными качествами должен обладать юрист, представляющий интересы своего клиента в судебном споре?

Кроме знания процесса судебный юрист должен быть прекрасным оратором, отличным аналитиком и хорошим психологом. Комбинация этих навыков определяет его профессиональный успех. Кроме того, судебный юрист должен обладать огромной уверенностью в себе, даром убеждения, настойчивостью. А еще хороший юрист, как и спортсмен, должен иметь очень сильную профессиональную мотивацию – стремление победить или, в нашем случае, выиграть дело.

Если говорить о трех этапах в разрешении споров: как распределяется время юриста между досудебными переговорами, собственно процессом и исполнением судебных решений?

Оценить пропорции трудно, каждое дело уникально. В нашей фирме много внимания уделяется проработке и подготовке судебной позиции. Досудебные переговоры в моей практике – скорее исключение. Клиент чаще ведет такие переговоры самостоятельно, а юристов привлекает для подачи иска в суд, когда все другие методы уже исчерпаны.

Судебная стадия – ключевая в работе юриста, на нее приходится львиная доля всего времени, затраченного на проект. Кстати, в моей практике чаще всего клиент и его оппонент вновь выходили на этап переговоров именно на этой стадии, перед тем, как решение должно быть вынесено. Это вполне логично: в этот момент стороны с большей степенью вероятности могут оценивать свои шансы на успех. Стадия исполнения судебного решения наиболее сложная в работе юриста, так как здесь приходится учитывать массу неюридических факторов, включая нахождение активов, их доступность, реализацию, работу с судебным приставом и другие.

Какая система расчетов с клиентом при сопровождении судебных споров используется в вашей фирме (почасовая, «гонорар успеха» и т. д.)?

Мы верим, что наши клиенты ценят качество предоставляемых нами услуг, поэтому в Magisters принята почасовая система оплаты. «Гонорар успеха» можно рассматривать как дополнение к почасовой оплате, но не более. Логика проста – юрист не должен становиться партнером в бизнесе своего клиента и брать на себя его риски. Кроме того, велика вероятность возникновения конфликта интересов и массы других сложностей.

Беседовала: Мария Лако

 

 

Индустриальная неделя

Раздел на стадии наполнения, материалы временно отсутствуют.

Было

Раздел на стадии наполнения, материалы временно отсутствуют.