• Автор:
    Роман Мельниченко

По мнению адвоката Романа Мельниченко, клиенту при выборе юридического советника следует придерживаться нескольких правил. Знание этих критериев поможет и самим юристам оптимально построить свою работу с потенциальными заказчиками и тем самым повысить вероятность выбора в свою пользу.

bigstock Choosing Good Employee Leader 251156857 428

Не существует какого-то одного универсального критерия выбора качественного адвоката. В ходе анализа условий, влияющих на выбор советника по правовым вопросам, некоторые авторы выделяют две категории – критерии и факторы1 . При этом под критериями понимаются стратегические условия выбора адвоката (качество услуги, адвокатский стаж, размер юридической фирмы и т. п.). К факторам же относят ситуационные условия, влияющие на отбор конкретного юридического советника (местонахождение и устройство офиса, внешний вид адвоката, личная симпатия и т. п.) Основываясь на этих критериях и факторах, можно выделить несколько рекомендаций, которые помогут разобраться в вопросе выбора адвоката.

Стратегические условия

Основным критерием выбора является качество юридической услуги. Необходимо отметить, что на сегодняшний день общепринятое определение понятия «стандарт качественной юридической услуги» (своеобразный ГОСТ) как таковое отсутствует. На мой взгляд, качественная юридическая услуга – эта та, после получения которой клиент испытывает удовлетворение. Если клиент однажды был удовлетворен качеством оказанной адвокатом помощи, то вероятность того, что в следующий раз он остановит свой выбор именно на этом специалисте, повышается – ведь от добра добра не ищут. При первичном же выборе адвоката можно говорить лишь о предположениях клиента о качестве услуги, которые, в свою очередь, основываются на таких параметрах, как стоимость услуги, адвокатский стаж и т. д. Рассмотрим их поподробнее.

К одним из важнейших факторов, определяющих выбор адвоката, относится стоимость адвокатской услуги. Размер оплаты свидетельствует как о востребованности адвоката на рынке юридических услуг, так и о его самооценке этой услуги. Дело в том, что адвокат, являясь самым осведомленным лицом в вопросах востребованности своих услуг, автоматически старается как можно точнее определить их стоимость для того, чтобы, с одной стороны, не отпугнуть клиента высокой ценой, с другой, не упустить прибыль из-за заниженного гонорара. Точка зрения, утверждающая, что хороший адвокат – это обязательно дорогой адвокат, конечно же, не лишена основания. Иногда это действительно так, но необходимо помнить, что основным достоинством дорогого адвоката может оказаться именно его умение выжимать из клиентов большие гонорары. Такой адвокат оттачивает до совершенства свою презентационную стратегию. Причем она может строиться не на реальных, а на мнимых успехах адвоката. При этом адвокат может использовать как безобидные приемы, например, «пускать пыль в глаза», так и приемы, прямо противоречащие нормам адвокатской этики: он может подавать необоснованные надежды, ссылаться на знакомства и т. п.

Адвокатский стаж. Продолжительность работы юриста на рынке адвокатских услуг свидетельствует, как минимум, о трех факторах. Во-первых, чем продолжительнее стаж, тем больше объем накопленного опыта. Во-вторых, продолжительность стажа свидетельствует о наличии спроса на услуги этого конкретного юриста. В-третьих, длительный адвокатский стаж подтверждает, как минимум, отсутствие в карьере адвоката грубых профессиональных ошибок, которые привели бы его к лишению статуса.

Чистота адвокатского стажа. Некоторые психологические установки, сформировавшиеся при осуществлении определенных видов юридической деятельности (судьи, прокурора, следователя), могут входить в противоречие с психологическими установками, свойственными лицам адвокатской профессии. Иногда наличие в послужном списке адвоката работы в качестве, например, судьи или следователя, может сформировать в нем «нежелательные» для его статуса особенности, в частности, обвинительный уклон речи, упрощенное понимание справедливости («вор должен сидеть в тюрьме»), пренебрежительное отношение к клиенту и т. п. Конечно, многое зависит от психологических особенностей конкретной личности, кроме того, с течением времени данные негативные установки могут нивелироваться, но пренебрегать ими при выборе адвоката было бы неверно. Положительный аспект в работе адвокатов – бывших госработников – знание приемов своих бывших коллег – не так значителен, как кажется. Эти маленькие хитрости достаточно примитивны и известны любому более-менее опытному адвокату: например, игра «в доброго и злого следователя», обещание предоставления свидания, разговор «по душам» и т. п.

Размер фирмы является неоднозначным фактором при выборе адвокатских услуг. Дело в том, что в одних ситуациях выбор лучше остановить на крупной компании, а в других – на небольшой. Преимущества крупных адвокатских фирм для клиентов связаны с возможностью разрешения большего количества проблем и стабильностью работы (если, к примеру, заболеет один специалист, то его может заменить другой и т. д.). Индивидуальность самой природы адвокатских услуг дает преимущества и небольшим фирмам, в т. ч. и адвокатским кабинетам. Необходимо учесть, что расходы адвоката в крупных адвокатских фирмах, как правило, выше, чем в небольших, что влияет на стоимость адвокатских услуг.

Выбирая адвоката, нужно сопоставлять размер его фирмы с масштабом своей проблемы: например, корпоративным клиентам лучше обращаться к крупным адвокатским фирмам, обладающим большим ресурсом для решения проблем. Что касается клиентов – физических лиц, то следует помнить, что при выборе небольших адвокатских фирм риск получения некачественной адвокатской услуги возрастает. Это связано с тем, что в крупных юридических фирмах адвокаты-учредители осуществляют внутренний контроль над работой младших специалистов, так как имидж всей компании зависит от работы каждого сотрудника. В небольших же адвокатских фирмах, например, в адвокатских кабинетах, речь идет скорее о самоконтроле, который не всегда является действенным. Кроме того, при оказании некачественных услуг клиент может попасть в ситуацию, которую хорошо иллюстрирует известная русская пословица – «ищи ветра в поле». При обращении в крупную юридическую фирму подобная ситуация невозможна. Однако если выбор окажется удачным, удовлетворенность от получения индивидуальной юридической услуги будет выше. Здесь проявляются такие плюсы небольшой адвокатской фирмы, как персональный подход, привязка услуги к личности конкретного адвоката (так называемый эффект «семейного адвоката»), более высокий уровень доверительных отношений между адвокатом и его клиентом.

Ситуационные условия

Факторы, определяющие выбор адвоката, начинают действовать в момент непосредственного обращения к юристу. По сравнению с критериями они более «мелкие», но также могут склонить чашу весов в пользу выбора конкретной адвокатской фирмы.

Адвокатский офис – один из первых факторов, на который клиент обращает внимание. При оценке офиса работают два основных показателя: местонахождение и обстановка. Следует заметить, что само наличие адвокатского офиса, в принципе, не является обязательным: некоторые адвокаты работают, так сказать, в домашних условиях и при этом имеют свою устойчивую клиентскую базу.

Личная симпатия – порой, решающий фактор при выборе адвоката. Особая психологическая связь, которая устанавливается между адвокатом и клиентом, является залогом их дальнейшего успешного сотрудничества: неслучайно ведь отношения, связанные с адвокатурой и адвокатской деятельностью, называют поверенными. Но следует помнить, что адвокатская профессия по навыкам сродни профессии актерской. Именно поэтому опытный адвокат может различными приемами вызвать к себе симпатию со стороны клиента.

Помимо перечисленных выше критериев и факторов важно обращать внимание на то, что именно вам говорит адвокат. Если он сообщает, что «не проиграл ни одного дела», то лучше отказаться от его услуг. Такого понятия как «выиграть дело» просто не существует. Например, три года лишения свободы – это выигранное дело или нет? Естественно, все зависит от конкретных обстоятельств. Так что, заявляя, что он не проиграл ни одного дела, адвокат или лукавит, или излишне оптимистичен по отношению к своим способностям.

Если адвокат соглашается принять гонорар по окончании дела, это также не очень хороший знак. Качественные юристы сначала получают гонорар, а лишь затем приступают к работе. Исключением здесь может быть разделение гонорара на две части – авансовую и заключительную или наличие между адвокатом и клиентом длительных отношений, например, когда адвокат уже неоднократно оказывал клиенту юридические услуги.

Очень опасно нанимать адвоката, который бравирует своими знакомствами с работниками правоохранительных органов. Дело в том, что подобные «связи» могут принести клиенту больше вреда, чем пользы: ведь у такого адвоката существуют и определенные моральные обязательства перед его бывшими «друзьями», и вполне возможно, что он поставит интересы товарищей выше интересов клиента (в конечном итоге, клиент все равно уйдет, а друзья останутся).

Необходимо помнить, что хороший и опытный адвокат никогда не хватается за любое попавшее к нему дело. Сначала он побеседует с клиентом, выясняя помимо обстоятельств дела, также и его личностные качества. И только потом, когда адвокат убедится, что он с этим клиентом сработается и данное дело ему подходит, дает согласие на сотрудничество. Адвокаты же, принимающие любые дела, работают больше на количество, чем на качество.

Стоит обратить внимание и на внешний вид адвоката. Неопрятный юрист в свитере и джинсах, скорее всего, будет также неопрятен и в отношении дела своего клиента.

Хорошо было бы навести справки об адвокате, например, побеседовать с его бывшими клиентами. Некоторые сведения, например, информацию о завершенных делах, публикации в профессиональной прессе можно получить и в Интернете.

Однако особое внимание нужно обращать на такие качества адвоката, как настойчивость, порядочность и компетентность. Если клиент почувствует, что адвокат ими обладает, он должен крепко за него держаться: такой специалист с наименьшими потерями выведет своего доверителя из большинства юридических неприятностей.

1 Гольцблат А. Критерии и факторы, влияющие на выбор юридической фирмы клиентом. Особенности ведения юридического бизнеса в России: Правила ведения бизнеса. Экономика и управление. Этика партнерства: Сб. статей. М., 2007. С. 49.