• Автор:
    Автор: Матвей Левант, управляющий партнер юридической фирмы «Левант и партнеры»

Так вот, мои друзья при виде фотографий, привезенных из недавней поездки на ежегодное собрание европейского отделения ADVOC, первым делом спрашивают, что это за музей.

И я с большим удовольствием объясняю, что это не музей, а офис юридической фирмы BrantjesVeermanAdvocaten в Амстердаме, которая организовала собрание нашей ассоциации в этом году. Офис расположен в особняке в центре города, на берегу одного из многочисленных каналов. Заметим мимоходом, что его аренда стоит меньше, чем аренда московского офиса площадью 100 квадратных метров, скажем так, далеко от МКАДа.

BrantjesVeermanAdvocaten

Целью фирмы является лидерская позиция по спортивному праву в Нидерландах. В рамках этой специализации фирма консультирует по всем вопросам трудовых отношений, спонсорским контрактам, интеллектуальной собственности и многому другому. В фирме создан специальный департамент спортивного законодательства, который поддерживает интерактивное общение с клиентами и участвует в стратегическом планировании их карьеры. Кроме того, юристы BrantjesVeermanAdvocaten специализируются в областях корпоративного права, трудового права, судебном представительстве и арбитраже.

Признаюсь, без зависти на офис BrantjesVeerman смотреть нельзя. Он проникнут атмосферой семейственности, очень уютный, невероятно удобный и красивый. Исторический декор в стиле ампир, изумительный холл, украшенный полками с редкими книгами, французское окно во всю стену, ведущее во внутренний дворик – место, где коллектив юридической фирмы часто устраивает ланч. Мне запомнилось огромное количество сувениров, подаренных клиентами компании. Большинство из них – спортивного характера: желтая майка лидера от известного велогонщика, футбольные мячи, кубки... Изобилие презентов на спортивную тематику объясняется тем, что BrantjesVeerman специализируется на спортивном праве – сравнительно молодой и очень перспективной области юридической практики.

Сейчас спорт превратился в многомиллиардный бизнес, причем он развивается и на локальном, и на национальном, и на глобальном уровне. Для каждого уровня – своя специфика, своя структура, свои правила игры, которые должен знать юрист, ведущий практику в этой области. Спортивное право охватывает широчайший спектр вопросов – от ведения переговоров во время заключения контракта до материального обеспечения спортсмена после окончания спортивной карьеры. Причем по каждому аспекту здесь требуется в первую очередь практический опыт и знание прецедентного права. Эта область настолько самостоятельна и специфична, что многие юридические школы за рубежом наряду с термином, например, lex mercatoria (международное коммерческое право), вводят в словарь понятие lex sportiva (международное спортивное право).

В России спортивное право еще не развилось до самостоятельного направления, хотя для этого есть все предпосылки. По версии журнала «Форбс», верхушку российского рейтинга 50 богатейших представителей шоу-бизнеса стабильно занимают спортсмены, далеко опережая наших звезд эстрады. Конечно, пока наши таланты будут реализовывать себя за рубежом, курировать заключение контрактов будут в основном западные фирмы. Остается только надеяться, что Олимпиада в Сочи несколько сдвинет азимут юридических интересов в сторону России, придав импульс развитию спортивного права в нашей стране.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2008