• Автор:
    Автор: Андрей Лунёв, генеральный директор юридической фирмы «Региональная правовая компания»

arrows 2899888 422

Прежде чем анализировать Проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ» (далее по тексту – Закон), хотелось бы высказать мысли о предпосылках его возникновения.

В настоящее на рынке юридических услуг (не учитывая юристов корпораций и государственных служащих) можно выделить три четкие группы:

  • адвокатура;
  • юридические фирмы;
  • практикующие юристы.

Громадным отличием первой группы от остального юридического сообщества является прямо прописанный в Законе об адвокатуре момент о том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. То есть знак равенства между понятиями «адвокат» и «коммерсант» в рамках действующего российского права ставить никак нельзя. Так что «деятельность, направленная на систематическое получение прибыли» – удел кого угодно, но не адвоката. Будь ты даже студентом технологического колледжа – и то тебе позволено оказывать юридические услуги, заниматься представительством в судах с целью получения прибыли и открыто говорить об этом. Но адвокату – человеку, сам статус которого говорит о его профессиональной пригодности и о том, что он прошел суровые испытания и экзамены, – заниматься предпринимательством нельзя. Несправедливо.

Также стоит отметить, что если деятельность адвокатов имеет некоторое правовое регулирование на уровне федеральных законов, то сказать того же самого об остальных представителях юриспруденции нельзя. Формально ограниченные лишь законодательством о форме организации юридических лиц и налоговыми рамками, юристы всех мастей имеют право свободно конкурировать и оказывать юридические услуги, исходя из своего профессионализма и опыта.

Вероятно, адвокатское сообщество не может смириться с подобным положением дел, и всячески старается монополизировать рынок юридических услуг. Не нужно быть специалистом в области дедукции, чтобы однозначно определить, с помощью какой из трех выделенных групп юристов проект постепенно может стать законом.

Основная идея проекта проста и лаконична – самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории РФ – удел исключительно адвокатов (и их объединений).

И, на мой взгляд, самое главное и невинное дополнение: «квалифицированная юридическая помощь оказывается на возмездной основе»!

Вот так, наконец-то, адвокаты в одночасье смогут оказаться единственными полноправными хозяевами рынка. Все юридические фирмы (национальные и международные) вне зависимости от их квалификации, опыта, международного признания – могут одномоментно оказываться «по ту сторону юриспруденции».

Итак, несмотря на небольшой объем – всего 5 статей, Закон способен полностью перекроить и ввергнуть в неупорядоченное движение рынок, объем которого в настоящее время, по разным оценкам, достигает 600 млн. – 1 млрд. долларов.

Да, это «дикий» рынок, основными характерными чертами которого на настоящий момент являются:

  • отсутствие каких-либо барьеров при выходе на рынок (любое лицо, даже не имеющее профессионального образования, получает возможность оказывать консультационные и юридические услуги);
  • отсутствие обязательной унифицированной системы контроля качества предоставляемых услуг (отличной иллюстрацией необходимости повсеместного введения подобного рода систем является тот факт, что многие фирмы давно разработали и следуют своим собственным стандартам качества оказания услуг);
  • отсутствие контролирующего органа (будь то профессиональное сообщество либо государственный орган).

Но это лишь одна сторона медали. С другой стороны – явно наметились тенденции к саморегулированию в этой сфере. Эволюционные процессы в рамках юридического бизнеса в нашей стране действительно идут небывалыми темпами. Об этом свидетельствуют не только создаваемые жизнеспособные площадки для обмена опытом и мнениями (чего стоят ежегодные форумы «Юридический бизнес», распространяющие свое влияние на все основные регионы страны), но и добровольные некоммерческие объединения представителей бизнеса (создание правовых палат, различного рода ассоциаций по отраслям права).

Следующим шагом на этом пути обязательно станет создание авторитетной общероссийской организации представителей юридического сообщества, на повестку дня которой будут вынесены все животрепещущие вопросы – от вопросов профессиональной этики до особенностей создания списков недобросовестных юристов.

Считаю, что именно в этом ключе, если уж законодатель решил осуществить регулирование всего сектора, необходимо двигаться. Уж поскольку встал вопрос об оказании квалифицированной юридической помощи – то есть вопрос о качестве оказываемых услуг, то в этом русле и нужно развивать законодательную базу.

Одним из элементов совершенствования законодательства могло бы стать введение лицензирования сферы оказания юридических услуг. В этом случае государство получило бы возможность самостоятельно, либо с помощью саморегулируемых организаций, осуществлять эффективный контроль за качеством оказываемых юридических услуг. Появились бы действенные рычаги по искоренению непрофессионализма. И ни в коем случае нельзя «рубить с плеча».

Мы все отлично помним попытки адвокатуры остаться единственной силой, способной представлять интересы сторон в арбитражном процессе. Что из этого получилось, и как отреагировал Конституционный суд РФ – совершенно недавняя история.

А новый Проект Закона, при его ближайшем рассмотрении, далеко не идеален. Ведь его положениями «нарушается и конституционный принцип юридического равенства, поскольку адвокаты и их объединения произвольно ставятся в привилегированное положение по отношению к частнопрактикующим юристам и организациям, предметом деятельности которых является оказание юридической помощи, включая представительство в суде».

Опубликовано в журнале "Юридический бизнес", 2008