• Автор:
    Егор Кислицин

Fotolia 204154397 XS1

Часть компаний определилась со специализацией и передает непрофильные задачи клиентов на аутсорсинг партнерам из смежных сегментов. Остальные диверсифицируют бизнес и осваивают технологии юридического супермаркета. И те, и другие под эгидой профессиональных объединений открывают для себя новые территории – привлекают под комплексные проекты компании с инорегиональных рынков.

Согласно данным ТОП-листа «Делового Квартала», за последние три года десятка лидеров юридического рынка практически не изменилась. Совокупный оборот компаний в 2007 г. приблизился к 300 млн. руб. Эксперты утверждают, что на долю старожилов приходится 60-70% рынка юридических услуг. Следом идут 20-30 компаний-середняков (годовой оборот не превышает 10 млн. руб.), как правило, подобные фирмы организованы специалистами юротделов крупных холдингов и экс-сотрудниками агентств первой десятки (порог вхождения на рынок – 300 тыс. руб.). И если крупные компании выросли вместе со своими основными заказчиками и теперь за их услугами по рекомендации обращаются большие предприятия, то растущим фирмам остается малый и средний бизнес. Перспективы есть у обеих категорий: юридический рынок ежегодно прирастает на 30-40%. Только от лидеров требуют расширения комплекса услуг, и они идут по пути объединения с партнерами, а «догоняющим» необходимо наращивать порт-фель заказов. Противовесом в борьбе за крупного клиента по-прежнему выступают юротделы фирм. Эксперты сходятся во мнении, что основное юридическое сопровождение (85-90% задач) серьезного бизнеса ведут штатные специалисты компаний. Владимир Ардашев, управляющий партнер юридической фирмы «Ардашев и Партнеры», констатирует, что на правовой аутсорсинг отдают сложные корпоративные, налоговые споры, масштабные инвестиционные проекты, реорганизацию бизнеса – и это поле для юрагентств первой десятки. Средний бизнес, по подсчетам игроков, обращается к сторонним юристам в 40% случаев. На аутсорсинг такие фирмы переводят более простые юридические задачи. Причем для них важна стоимость услуг, а значит, конкуренция за клиента преимущественно ценовая, и этот факт негативно сказывается на росте компетенции игроков второго эшелона.

Юристы специализируют бизнес

В 2007 г. стало понятно, что юридические компании подхватили ключевой тренд гуманитарного B2B-рынка (консалтинг, аудит, бизнес-образование, рекрутинг): организации, оказывающие бизнесу, по сути, консалтинговые услуги, идут к специализации. Сегментация зависит прежде всего от конъюнктуры: в юридическом бизнесе на подъеме услуги по структурированию бизнеса, объединению разрозненных компаний в холдинги, сопровождение сделок с недвижимостью, налоги и внешнеэкономические отношения. Впрочем, игроки пока не могут провести явную черту между вопросами, которые относятся к сфере компетенций компаний и которые выходят за ее рамки. Большинство юридических задач затрагивают смежные области права, поэтому сегодня специализированной компании легче ответить, чем она точно не занимается, нежели дать исчерпывающий перечень услуг по своему сегменту. Алексей Головченко, управляющий партнер юридической фирмы «ЭНСО», уверен, что скоро рынок будет сегментирован четче: «Выбрав специализацию в конкретной области права, компания получает больше возможностей проработать ее вглубь, стать профессиональнее, что в конечном счете сказывается на репутации организации и результатах ее деятельности».

УР

Специализация сегодня носит, помимо конъюнктурного, и прикладной характер. Представители крупных юридических компаний добавляют, что не испытывают недостатка в заказах, основная проблема – нехватка квалифицированного персонала, который эти заказы должен обслуживать. «Купить» опытного многопрофильного юриста на рынке весьма сложно, поэтому организации вынуждены готовить спецов под свои задачи с нуля, либо опираться максимум на 1-2-годичный опыт работы в других структурах. Новичку проще стать полноценной штатной единицей в специализированной компании или, к примеру, работать в составе группы юристов, заточенной на решение узкого круга задач. Елена Артюх, директор ГК «ЛЕВЪ & ЛЕВЪ-Аудит», выступая на одной из отраслевых конференций, отмечала, что молодому специалисту прежде всего надо вписаться в команду. Специализация задач делает этот процесс эффективным, а дальнейшее углубление профессиональных компетенций помогает накопить опыт и успешно взаимодействовать в группе профильных юристов.

Компании, которые придерживаются стратегии расширения списка услуг, тоже подпадают под тенденцию специализации. Сегодня они представляют собой группы компаний, где каждое из звеньев, по сути, отдельный бизнес, развивающийся самостоятельно.

Одной из первых расширила спектр услуг фирма «ЛЕВЪ». На базе юридической конторы создали группу компаний «ЛЕВЪ & ЛЕВЪ-Аудит», которая помимо юридических услуг и аудита занимается консалтингом, риэлторским бизнесом, издательским делом и даже открыла подразделение Lion Consulting Group S.R.O. По тому же принципу развивается группа компаний «АВАЛЬ». Сегодня в ее состав входят магазин бизнеса, юридическое и лицензионное агентства, бюро судебной защиты, частное охранное предприятие и центр сертификации по международному стандарту ISO 9000. Как добавляет Сергей Ренжин, директор ГК «АВАЛЬ», перспектив для расширения спектра услуг много, но все упирается в дефицит грамотного персонала: «Вместо того чтобы оказывать неквалифицированную услугу, мы лучше ее совсем не будем оказывать».

Основную часть прибыли, уточняет г-н Ренжин, ГК «АВАЛЬ» приносят как раз «околоюридические» услуги. А непрофильную для юристов сертификацию по ISO он называет одним из ключевых направлений деятельности ГК. Очевидно, что перспективные и прибыльные направления деятельности многопрофильных юридических компаний станут предметом их специализации. Подобные компании будут прирастать узконаправленными бизнесами.

Лидеры обмениваются клиентами

Юристы все чаще стали передавать заказы, не соответствующие специализации фирмы, своим партнерам. Эта практика особенно развита среди компаний, входящих в состав Уральской правовой палаты (УПП). Если клиент обращается в ту или иную фирму с вопросом, не затрагивающим сферу ее компетенций, то его направляют к партнеру по УПП, активно практикующему в этой области. Профессиональное объединение, включающее сегодня 13 участников (большинство из них попало в первую десятку ТОП-листа «ДК»), разработало единую систему мультилистинга – передачи заказчика партнерской компании на условиях посредничества за комиссионное вознаграждение. В 2007 г. организации из состава УПП создали общий прайс на юридические услуги.
Сегодня палата создает методику оценки юридических компаний, чтобы те, пройдя аттестацию, смогли стать участ¬никами УПП. В объединении сильных игроков рынка юридических услуг некоторые видят угрозу для молодых фирм. Войти в УПП они не смогут, пока не достигнут требуемого уровня квалификации, а на это уйдут годы. Г-н Головченко проблемы здесь не видит: «Низкоквалифицированные компании могут создать свою саморегулируемую организацию. На одном рынке способно существовать несколько объединений с разными требованиями и стандартами качества». В свою очередь, УПП планирует разработать систему информационной поддержки участ¬ников рынка – создать базу недобросовестных юридических фирм, клиентов, сотрудников, что должно снизить риски партнерской работы.

УР 2

Помимо контроля за исполнением стандартов, УПП обязательным условием членства делает страхование профессиональной имущественной ответственности юрфирм – риска нарушения соглашения об оказании юридической помощи. Сергей Ренжин: «В Уральской правовой палате будет создан компенсационный фонд. Если клиент понесет убытки из-за того, что участник УПП не выполнил свои обязательства, то получит возмещение. Профессиональное сообщество будет разбирать причины и принимать меры». Одна из фирм–членов партнерства (ООО «Юрфин») уже застраховала риск профессиональной ответственности своих сотрудников. Ее примеру последуют и другие представители палаты. УПП уже заключила соглашения о сотрудничестве с тремя страховыми компаниями, работающими на рынке Екатеринбурга.

Г-н Ардашев отмечает, что потребитель услуги пока не воспринимает членство в УПП как гарантию качества: «В России еще нет таких традиций, как в Германии или США, где механизмы оценки и контроля профессиональной деятельности отлажены. Поэтому сегодня работа под эгидой палаты носит преимущественно имиджевый характер». Однако, как утверждают игроки, альянс позволит екатеринбургским компаниям выйти на федеральный рынок, продвинуть совместный бренд. У клиентов инорегиональных, в том числе и столичных, юрфирм все чаще появляются интересы на Урале. Открыть филиал для многих может стать неподъемным делом, а передать задачи местной компании с подтвержденной репутацией – разумный выход. Как показывает опыт игроков екатеринбургского рынка, если возникает потребность сотрудничать с другими регионами, приходится самостоятельно искать исполнителей, оценивать уровень их квалификации. Создание единых стандартов, чтобы в итоге встать на проект уже командой, займет много времени. Саморегулируемая организация федерального уровня с общими требованиями к своим участникам помогла бы найти специалистов в необходимой отрасли права в другом регионе и наладить обмен клиентами.

Роман Гриценко, исполнительный директор компании «Первый консалтинговый центр», приехал из Санкт-Петербурга, чтобы познакомиться с работой Уральской правовой палаты, изучить механизм взаимодействия ее представителей, посмотреть документы, регламентирующие их работу: «Ни в Москве, ни в Питере нет подобной организации – Третья столица нас обогнала. Объединение в профессиональные организации позволит игрокам рынка юридических услуг построить эффективное сотрудничество на региональном уровне. Нам интересно как создать подобную палату у себя, так и стать членом УПП».

Сейчас Уральская правовая палата рассматривает заявки на вступление от представителей юрбизнеса Челябинской, Оренбургской, Самарской областей, Пермского края и Украины. В этом участники видят предпосылки создания национальной ассоциации саморегулируемых организаций на рынке юридических услуг.

Источник
Деловой Квартал, № 7(627), 2008 г. Печатается с разрешения

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2008