• Автор:
    Роберт Миллард (Robert Millard)

bigstock Education Or Graduate Study Cr 424

В этом номере он представляет вниманию читателей описание еще пяти предубеждений, распространенных в профессиональной среде.

Миф 6. Инновации нельзя ограничивать какими-либо рамками

Хотя иногда и случается, что фирмы приходят к отличным идеям случайно, шанс на успех значительно возрастает, если создать специальную среду, которая будет способствовать творческой активности сотрудников. Ее основу составляет инновационный процесс, подразделяющийся на следующие этапы:

  1. Определение. Формулируются проблемы или задачи по поиску новых возможностей. Зачастую необходимая для этого информация собирается из разных источников, не связанных с текущим бизнесом фирмы, а уже затем определяется желаемый результат инновации.
  2. Создание. Самый творческий и продолжительный этап – анализ новой информации с разных сторон и собственно формулирование новых идей.
  3. Оценка. Она начинается, как только готов список интересных альтернатив и идей для достижения заданного результата. Этап включает исследование применимости, жизнеспособности и рискованности каждой идеи. Затем принимается решение о выделении ресурсов для доработки лучших альтернатив.

Внедрение. Этот этап наступает после окончательного определения ценности инновации. Помимо организации процесса он включает в себя оценку результатов и обратную связь.

Этот инновационный цикл – пример того, как знание должно управляться, чтобы способствовать генерированию нового знания. Приведу еще несколько ключевых вопросов, которые помогут направить инновационный процесс в нужные рамки: что нового мы можем узнать об обслуживании клиентов от компаний, работающих в иных отраслях; как супермаркеты и другие бизнесы, предлагающие массовые товары, могут научить нас снижать затраты на оказание наших услуг; на какие новые услуги в будущем может появиться спрос с учетом тенденций, наблюдаемых у наших заказчиков, их поставщиков и клиентов, и т. д.

Миф 7. Инновации должны быть технологическими

Телеграф, телефон, двигатель внутреннего сгорания, коммерческие полеты, доступные компьютеры и Интернет представляют собой технологические инновации, которые радикально изменили нашу жизнь. Однако для фирм, оказывающих профессиональные услуги, важнее инновации организационные. Например, те, что могут быть использованы для нахождения новых способов обслуживания клиентов и повышения их удовлетворенности; поиска возможностей организовать наставничество в условиях дефицита времени; нахождения баланса между требованиями профессионального роста в области юриспруденции и требованиями развивать управленческие навыки. Кстати, само создание и внедрение в фирме инновационного процесса также является организационной инновацией.

Миф 8. При внедрении инноваций нельзя допускать неудач

Конечно, ошибка ошибке рознь: некоторые из них могут стоить фирме «жизни», поэтому так важно заранее оценивать риски внедрения новых идей. Некоторые ошибки возникают из-за небрежности или халатности, но это совсем другая ситуация. Большинство просчетов являются важными элементами процесса обучения и поиска новых идей и решений, поэтому они неизбежны. Самый быстрый путь зарубить инициативу на корню – это наказания в случае, когда результаты реализации той или иной идеи далеки от ожидаемых. Инновации – это зачастую беспорядочный процесс, и успех наиболее блестящих из них становится очевидным только после того, как они были внедрены.

Миф 9. Инновации могут появиться, только если за них поощрять

Системы мотивации в фирмах обычно не предполагают наличия премий за генерирование новых идей. При этом многие руководители убеждены, что люди будут прикладывать усилия только в том случае, если видят для себя какую-либо выгоду. Соответственно, можно было бы предположить, что если людей материально поощрять за предложение успешных идей, то в фирме автоматически сформируется инновационная культура. Однако это далеко не так. Сотрудников необходимо мотивировать к действиям, которые повышают вероятность появления важных идей, т. е. к участию в инновационном процессе. Если же поощрять только реализованные инновации, то большинство других коллег окажется непричастным к успеху. Это может привести к ситуации, когда люди вместо того, чтобы делиться друг с другом интересными идеями, будут держать их при себе.

Инновационность так же, как и другие нематериальные факторы, например, наставничество, трудно измерить. Гораздо важнее сделать так, чтобы инновационный процесс стал неотъемлемой частью ценностей фирмы. Чтобы создать такую среду, нужно как можно чаще и публично признавать и поощрять хорошие идеи. Приз за «лучшую идею недели» – один из примеров такого поощрения. При этом не так важно, будет ли он подкреплен материально: признание и уважение со стороны коллег в таких случаях бывают куда ценнее, чем деньги. К тому же успешные инновации приводят к более высокой прибыли, а от этого, в конечном итоге, выигрывают все.

Рисунок 1Миф 10. Инновации приводят к быстрому улучшению показателей работы

На самом деле это происходит довольно редко. Обычно инновации требуют отхода – постепенного или кардинального перехода от старого и привычного способа выполнения той или иной работы к новым методам. Соответственно, это означает, что переходить придется в те области, в которых у членов команды мало навыков или опыта. До того, как будут развиты нужные компетенции, новая деятельность будет осуществляться не так хорошо, как прежняя. Именно здесь чаще всего можно найти причины сопротивления качественным изменениям в профессиональных фирмах, в особенности тех, где точность и результативность ценятся более всего.

Это хорошо иллюстрируется на рисунке 1. Изменения на рынке привели к тому, что ситуация, услуга или действия фирмы, ранее бывшие адекватными требованиям рынка (сектор «Правильная вещь, делается хорошо»), теперь не являются таковыми («Неправильная вещь, делается хорошо»), т. е. они не соответствуют рыночным потребностям. Фирма использует инновации для того, чтобы найти следующую «правильную вещь», а затем прикладывает усилия для того, чтобы внедрить ее у себя. Так как новым навыкам нужно сначала обучиться, то обычно напрямую перейти из текущего состояния к ситуации «Правильная вещь, делается хорошо» – нереально. Скорее всего, сначала компания окажется в секторе «Правильная вещь, делается плохо» и только потом сможет улучшить показатели своей работы настолько, что начнет выполнять эту «правильную вещь» хорошо. Соответственно, в краткосрочной перспективе показатели работы фирмы в какой-то момент могут даже ухудшиться.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009