• Автор:
    Андрей Савин, управляющий партнер юридической фирмы «Синергия права» (г. Москва)

bigstock Business Competition Four Sty 241559383 428

Российский рынок юридических услуг всегда был традиционно открытым для иностранных компаний, в то время как далеко не во всех странах мира такая открытость приветствуется, и не везде с ней готовы мириться. Определенные трудности у международных юридических фирм имеются, в частности, в Индии, Китае и Южной Корее. В Болгарии с «жесткой нетерпимостью» столкнулись сразу четыре международные юрфирмы, среди них – заслуженная DLA Piper. Осознавая опасность потерять рынок юридических услуг, Китай и Индия с помощью протекционистских мер не дают иностранным компаниям возможности доминирования в сфере оказания юридических услуг. Экономически развитые государства также весьма осторожны в вопросах либерализации данной сферы. В настоящее время на мировом рынке продолжают доминировать юрфирмы из США, их доля занимает более 60%. Вместе с юридическими фирмами из Европы они занимают до 80% общемирового рынка.

В России в настоящее время функционируют несколько десятков международных юридических фирм, среди которых особняком можно выделить ключевых игроков из США и Великобритании. В соответствии с действующим российским законодательством иностранные фирмы имеют право оказывать в России все виды юридических услуг по любым вопросам за исключением дел, связанных с государственной тайной.

По некоторым оценкам, доля иностранных юридических фирм на российском рынке юридических услуг составляет более 70%. Наибольшую долю (как по количеству сделок, так и по их суммам) международные юридические фирмы занимают в области M&A (в первую очередь – в части трансграничных сделок). По объективным причинам российские компании предпочитают обращаться в российские офисы международных юридических фирм, если речь идет о сделках, подчиненных иностранному праву, или о представлении интересов российских компаний в судебных процессах за рубежом. Что касается иностранных компаний, то зачастую они выбирают себе юридического провайдера по «национальному признаку»: американцы идут к американским юристам, англичане – к английским, хотя благодаря росту глобализации с каждым годом этот фактор становится все менее важным. При этом западные юридические фирмы работают не только с представительствами иностранных компаний и отечественным бизнесом, ведущим дела за рубежом, но и по заказу российского правительства. Это очень важный момент, т. к. тут речь уже идет о национальной безопасности России, и российские фирмы при этом теряют весьма выгодный сегмент на рынке юридических услуг, что приостанавливает темпы их развития. Счетная палата обнародовала результаты проверки расходов: так, только Министерство финансов России в 2008 г. израсходовало на иностранных юридических консультантов более 70 миллионов долларов бюджетных средств. Сразу же встает законный вопрос: а почему на эти бюджетные средства не были привлечены отечественные юрфирмы? Думаю, что ответ лежит на поверхности.

Получается, что мы проигрываем свой же рынок и направляем деньги на развитие зарубежных компаний, ущемляя интересы российских фирм.

Продолжив сравнение, необходимо отметить, что позиции российских фирм наиболее сильны в области налогового права и налоговых споров, вопросах защиты интеллектуальной собственности, операциях с ценными бумагами, антимонопольном законодательстве. Специалисты российских юридических фирм наиболее часто упоминаются в Legal 500 именно в этих сферах. Не секрет, что ключевым конкурентным преимуществом российских юридических фирм являются более низкие ставки юристов, что становится весьма актуальным и выходит на первый план в период экономического кризиса. В то же время основными клиентами российских фирм являются национальные компании. Иностранные компании используют российских юридических провайдеров весьма ограниченно, и в их число попадают только отечественные фирмы, представленные в Legal 500 и иных аналогичных западных обзорах.

Так существует ли в настоящее время конкуренция между российскими и зарубежными юридическими компаниями? Да, существует, весьма жесткая и во многих сегментах. На стороне западных компаний – многолетний опыт и известное имя, а также возможность использовать свои ресурсы в других странах, на стороне российских фирм – невысокая цена услуг и растущее с каждым годом качество их оказания. Одним из ключевых факторов является человеческий, т. к. клиенты достаточно часто обращаются не просто в юридическую фирму, а к конкретному специалисту, зарекомендовавшему себя на рынке юридических услуг и имеющему за своими плечами множество завершенных успешных проектов.

Можно с уверенностью сказать, что тенденцией последних лет является усиление конкуренции между ведущими российскими и иностранными юридическими фирмами не только за клиентов, но и за квалифицированные национальные кадры, т. к. российские офисы международных фирм на две трети состоят из российских юристов. Отечественные фирмы зачастую предлагают весьма адекватное вознаграждение и достойные условия труда, и есть случаи, когда юристы переходят из иностранных фирм в российские (правда, такие случаи немногочисленны и, как правило, связаны с карьерным ростом и существенной компенсаций). Но все равно факт остается фактом – умные и профессиональные юристы, только что окончившие обучение в вузе, зачастую идут работать в международные компании за плату, на порядок меньшую, чем в отечественных фирмах, сделав выбор в пользу получения большего опыта и перспектив потенциального карьерного роста. В моей практике я встречал случаи, когда заработная плата на стартовых позициях в международных и отечественной юрфирмах отличалась более чем в два раза.

С наступлением экономического кризиса конкуренция за кадры была временно приостановлена по вполне понятным причинам – и российские, и западные компании вынуждены уменьшать свой штат, чтобы остаться на плаву.

При этом позитивным моментом можно считать развитие сотрудничества между национальными и международными юридическими фирмами, что говорит о взаимном признании и выработке правил нормальных, цивилизованных взаимоотношений.

Определенная группа российских юридических фирм получила признание на зарубежных юридических рынках. Российские фирмы зачастую выступают субподрядчиками у своих более успешных иностранных коллег, получивших клиентов за счет своего громкого имени, которое является «гарантией качества» их услуг. Но это все равно является скорее позитивным моментом, нежели негативным, т. к. прямо или косвенно увеличивает темп развития отечественных фирм, которые не могут развиваться без участия в крупных международных проектах. С каждым годом все больше и больше российских фирм требуют от своих сотрудников повышения уровня знания английского языка, понимая, что без этого конкуренция на равных с западными фирмами невозможна.

Переломным моментом в развитии российского юридического бизнеса был кризис 1998 г., когда многие международные юридические фирмы ушли с российского рынка или резко сократили штат юристов в российских офисах. Многие клиенты в тот момент перешли из международных фирм, которые не могли оказывать услуги с прежним качеством, в российские фирмы. Компании начали понемногу крепнуть, и именно из их числа появились юридические фирмы, являющиеся сегодня лидерами отечественного рынка юруслуг. Каким образом, в конечном счете, текущий экономический кризис повлияет на развитие юридического бизнеса в России, на данный момент не ответит никто, но большая часть международных фирм продолжает считать российский рынок стратегически важным и не намерена сворачивать свою деятельность в нашей стране.

Что касается ведущих российских фирм, то их клиентская база, по логике, должна увеличиваться, т. к. сокращение бюджетов в компаниях толкает клиентов на поиск альтернативных внешних провайдеров, обеспечивающих аналогичное качество услуг за меньшее вознаграждение. В связи с этим во многих иностранных фирмах политика по вопросам ценообразования стала намного более гибкой, чем была до начала кризиса. Все прекрасно понимают, что лучше заработать меньше, чем вообще ничего. Многие юристы в международных компаниях не выполняют установленный для них почасовой план и на 50%, правда, тут уже речь больше идет о деловых качествах партнеров, которые не могут сгенерировать надлежащий поток клиентов, нежели о ненадлежащих способностях юристов.

Перейдет ли к российским юридическим фирмам пальма первенства на отечественном рынке – прогнозировать сложно. В любом случае это невозможно без объединения крупнейших игроков и поглощения более мелких региональных компаний. Будем надеяться, что наметившиеся позитивные тенденции будут продолжаться и дальше, российские юрфирмы станут более бизнес-ориентированными, профессиональными и хорошо управляемыми, и через 5-10 лет в первых строках рейтингов Legal 500 по России будут стоять не международные компании, а отечественные. В любом случае, для развития российской экономики необходимо и развитие национального юридического бизнеса.

В завершение хочется напомнить, что еще в 2008 г. под руководством первого вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина был разработан проект федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». По мнению ряда специалистов, его основной целью было ограничение деятельности международных юридических фирм в России для поддержки российских фирм. И прежде всего он мог быть направлен против крупнейших международных юридических фирм. Однако проект закона встретил жесткий отпор не только в лице иностранных компаний, но и в лице крупнейших российских фирм. Пожалуй, это и было основной причиной того, почему закон так и не был направлен в Госдуму РФ.

Практически ни одна развитая страна мира не допускает такой ситуации, когда юридические услуги представляются любыми лицами и без соблюдения профессиональных стандартов. Лично я считаю, что и Россия должна двигаться в этом направлении: для всех юристов должны быть разработаны профессиональные требования и правила квалификации, должна быть введена система оплаты и льгот, а юридические фирмы должны в обязательном порядке страховать свою ответственность.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009