Пятница, 29, март, 5:37

Практика

  • Автор:
    Наталья Докучаева, менеджер по развитию юридической компании «Правовой Альянс» (г. Киев)

bigstock 172876661 428

Говоря о тенденциях в PR, наметившихся в 2009 г., очевидными представляются несколько. Первая и основная – сокращение маркетинговых бюджетов в диапазоне от 20 до 100%. Среди статей, подвергшихся наиболее детальному пересмотру, – расходы на прямую рекламу, финансирование социальных проектов и специальных мероприятий, одним словом, начался переход к использованию экономичных PR-технологий.

Немного отойдя от первой экономической «встряски», юридические компании стали проактивными в борьбе за клиента. Основным приоритетом стало углубление отношений с заказчиками. Руководители компаний начали уделять больше внимания тому, как не потерять нынешних клиентов, которые в этот период стремятся к поиску более выгодных альтернативных решений. Скорость реакции, быстрота принятия решений и оперативный анализ – вот факторы, которые вышли на первый план. Эти приоритеты отразились и на сфере PR.

Пожалуй, самые значительные изменения в характере юридического PR наблюдались в точках выхода информации – ключевого звена в цепи донесения сведений о компании или продукте (услуге) до целевой аудитории.

Сбылись прогнозы аналитиков, которые уже в конце прошлого года пророчили падение рынка печатных СМИ на 40%. Предчувствуя грядущие события, в конце 2008 – начале 2009 гг. печатные издания начали наперебой предлагать «самые выгодные» новогодние PR-пакеты, рассчитанные на продолжительные периоды. Пакеты включали в себя массу услуг, от ежемесячной (еженедельной) публикации PR-материала на любом количестве полос до постоянной баннерной рекламы на лучших местах в его электронной версии. Однако такие предложения оказались запоздавшими: компании уже успели пересмотреть маркетинговые бюджеты, лишь незначительная часть юридических фирм смогла позволить себе выкупить тот или иной льготный пакет. Большая часть компаний предпочла бесплатные и низкобюджетные формы присутствия в медийном пространстве.

Экономия наблюдалась во всем. Несмотря на показатели исследований маркетинговых стратегий компаний, успешно переживших периоды «американских депрессий», которые свидетельствовали о том, что выстоять и даже укрепить свои позиции смогли фирмы, увеличившие рекламные бюджеты в период кризиса, украинские юридические компании остались верны принципу «прямая реклама – не для сферы услуг».

При этом заслуживает внимания противоположная точка зрения, основанная на том, что прямая реклама и в сфере услуг могла бы стать одним из самых действенных и своевременных механизмов продвижения продуктов в период экономического спада, так как, в отличие от PR, реклама моментально воздействует на сознание потребителя, заставляя принять сиюминутное решение. Некоторые компании попытались использовать эту возможность, разместив вместо привычных рекламных модулей с наименованием компании, адресом, логотипом и слоганом, непривычные – содержащие информацию о конкретном продукте (услуге) компании. Такие модули не были рассчитаны на массового потребителя, но когда информация поступала к заинтересованному лицу, эффект был незамедлительным. Необходимо было просто правильно выбрать площадку для размещения подобной информации.

И все же, большинство руководителей юридических компаний сошлись во мнении, что выбор юридического советника полностью исключает «мгновенное» принятие решений, и отказались от применения такого рекламного средства.

Повсеместное сокращение рекламных бюджетов вызвало глобальный спад во всех отраслях рекламного рынка. Однако одна область не пострадала и даже стала активно набирать обороты – это Интернет.

Юридические компании начали совершенствовать свои веб-сайты, создавать корпоративные рассылки, принимать активное участие в создании и работе веб-ресурсов профессионального и отраслевого характера. Бюджеты были перенаправлены на раскрутку сайтов в сети, поднятие их позиций в поисковых системах, в первую очередь средствами контекстной рекламы, такими как «Яндекс.Директ», «Google AdWords» и пр. Рекламу через поисковое продвижение следует признать одним из наиболее удачных решений для сферы юридических услуг, ведь посетитель находит сайт юридической компании в результате конкретного запроса, который формируется, исходя из его потребностей.

Успех Интернета как канала коммуникаций объясняется несколькими факторами: во-первых, по охвату аудитории он может быть сопоставим с теле- и радиоканалами, во-вторых, он соответствует главным требованиям нового времени – оперативности и экономичности. К тому же получить эффект от интернет-рекламы или виртуальных PR-кампаний можно даже при небольших бюджетах. Благодаря развитым технологиям таргетинга, компании, работающие по принципу B2B, имеют возможность максимально точно направить свою информацию на целевого потребителя.

Среди топ-менеджеров юридического бизнеса наблюдается повышенный интерес к специальным проектам и нестандартным рекламным кампаниям в блогах и социальных сетях.

Когда проблемы в экономической сфере только начали ощущаться, юридические компании, как будто сговорившись, отреагировали на ситуацию однообразно, распространяя в масс-медиа информацию о значительных скидках на услуги и предлагая продукты, отвечающие обстановке (такие как сопровождения сделок по слиянию и поглощению и т. п.). Но с течением времени маркетинговые подходы стали латеральными, PR – более сдержанным, разумным и нестандартным.

Информация о юридических компаниях стала размещаться в «Википедии» (сетевой энциклопедии, которую может редактировать каждый интернет-пользователь), начали создаваться PR-группы на сайтах «ВКонтакте», «Одноклассники», появились учетные записи компаний в глобальных социальных сетях, таких как LinkedIn и Facebook.

Так, аудитория LinkedIn не может не привлекать юридические фирмы, предоставляющие свои услуги иностранным компаниям и корпорациям. Этот ресурс установил самую большую в мире и самую мощную деловую сеть, состоящую из более чем 350 корпоративных клиентов, включая таких технических гигантов, как Microsoft, eBay, Intuit и Adobe, розничных продавцов рынка товаров массового производства Circuit City, Target and Walmart и торговые марки L’Oreal и Netflix. Среди членов сети – более пятисот компаний, представляющих различные индустрии и сферы деятельности. Рекламодателями на LinkedIn сегодня являются BMW, SAP, American Express, Sony, а также «Американские авиалинии».

Стоит отметить, что партнеры юридических фирм Украины наконец освоились на блоговых ресурсах и научились использовать их во благо развития бизнеса. Так, за последние месяцы активность участников блогов на «ЛигаБизнесИнформ» (www.liga.net) резко возросла. Авторы научились не просто выкладывать полномасштабные статьи, написанные ранее для других изданий, а открывать актуальные и резонансные темы, порождать и поддерживать дискуссию среди коллег. Однако в преимущественном своем большинстве юридические блоги ведутся «для и среди коллег», юристы практически не используют возможность ведения блогов «для клиентов». А между тем, это прекрасный шанс заинтересовать и привлечь потенциальных потребителей услуг. Стоит просто соблюдать основное правило ведения блогов: не пишите о своих продуктах (услугах), пишите о том, что заботит ваших клиентов.

На ранних стадиях находится освоение англоязычного ресурса Twitter – системы микроблогов, при помощи которой пользователи могут отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, службы мгновенных сообщений или другие программы-клиенты. Согласно статистике Яндекса, на июль 2009 г. насчитывалось более 38 000 русскоязычных пользователей Twitter (для сравнения, в 2008 г. у сервиса было всего 3000 русскоязычных пользователей). Однако, судя по его популярности среди западных юридических фирм, это PR-средство скоро появится и в Украине.

Таким образом, основным приоритетом PR в посткризисное время стало форсированное использование интернет-ресурсов для продвижения информации о юридических компаниях и их услугах. Юридические фирмы сократили свои маркетинговые бюджеты, но не амбиции в отношении присутствия в медийном пространстве. PR стал таргетированным, более сконцентрированным и направленным на конкретные целевые группы. Все это обусловило становление Интернета как основной площадки для позиционирования юридического бизнеса. Однако, по сравнению с активностью западных коллег, освоение глобальной сети представителями юридического сообщества Украины все еще находится на начальной стадии.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009

 

Бизнес

Защита интеллектуальной собственности – это защита инвестиций

21-10-2021 Hits:877

Cовершенствование инфраструктуры рынка нематериальных активов.

Интеллектуальная собственность: генеральная уборка

29-04-2021 Hits:1369

От учета служебных произведений до токенизации творческого продукта

Автоматизация как рычаг для эффективной работы юристов, мировых судей и...

04-02-2021 Hits:4330

Два года назад, в 2018 году Денис Новак (Заместитель Министра юстиции РФ) в ходе конференции "Новые технологии и...

Продвижение

Освоение блогосферы: попытка Томаса Кейна

14-09-2019 Hits:1900 Продвижение

Блогов, посвященных маркетингу и бизнес-стратегиям юридических фирм, в Интернете можно найти бесчисленное множество. Каждый из них имеет свои сильные и...

Маркетинговые стратегии и область практики...

10-09-2018 Hits:5996 Продвижение

В своих статьях Арт Итало неоднократно упоминал о том, что полезные, а главное, продуманные знакомства обеспечивают высокую вероятность того, что...

Маркетинговые стратегии и область практики...

30-07-2018 Hits:1886 Продвижение

15. Практика по иммиграционному праву Практика в этой сфере – весьма специфическая вещь, требующая не только обширных деловых связей, но и...

События

Фирмы

Мультиофисная юридическая фирма сокращает расходы...

26-02-2020 Hits:2340

В 2011 году группа правовых компаний «Интеллект-С» открыла два новых офиса – в Москве и Новосибирске...

Звезды Поднебесной

17-02-2020 Hits:1803

Активное экономическое развитие Китая в последние десятилетия вызвало высокий спрос на квалифицированную юридическую помощь, и, вероятно...

Valorem Law Group: беженцы на...

06-10-2019 Hits:2702

Valorem Law Group – так звучит название, пожалуй, одной из наиболее уникальных фирм из числа когда-либо...

Люди

Френсис Ли Бейли: демон юриспруденции

26-08-2019 Hits:5444

Мало кто возьмется утверждать, что юрист – это та профессия, где довольно легко прославиться. Обычный человек...

В ответе за все

11-03-2019 Hits:8418

Партнер – это лицо фирмы. У него гораздо более высокий, чем у топ-менеджера, уровень ответственности за...

Пинни Эллен: изменить все, не изменяя себе

20-08-2018 Hits:2424

Пинни Эллен, выпускница Гарварда и партнер одной из престижнейших юридических фирм Атланты Alston & Bird, совершила...

Партнеры

Раздел на стадии наполнения, материалы временно отсутствуют.

Финансы

Менеджмент

Баланс

Интервью

Последнее

Поиск юриста

Выбор консультанта

Раздел на стадии наполнения, материалы временно отсутствуют.

Представление

Деньги

Юристы на миллиард: рейтинг Forbes

26-08-2019 Hits:4378

В сентябре 2010 года всемирно известный журнал Forbes представил список 400 самых богатых людей США. Даже...

Партнерство в юридических фирмах: навстречу деньгам

18-03-2019 Hits:5527

Одно время партнерство как способ ведения дела в юридической фирме считалось не только единственно возможной, но...

Сколько стоит время, или О методах определения размера гонорара юриста в США

28-12-2018 Hits:4122

Как определить стоимость юридической услуги? В эпоху ранней Римской империи юридические услуги предоставлялись на бесплатной основе...

Карьера

Юридическая профессия: блеск и… все остальное

21-02-2020 Hits:2255

Профессия юриста в США остается престижной, однако с каждым годом становится все более труднодоступной – к...

Незаменимый ассистент

15-10-2019 Hits:3527

Помощника юриста во многих западных изданиях традиционно называют «трудягой». И если кто-то может выделиться своими особыми...

Лучшее меньшинство

26-08-2019 Hits:1663

В современном мире женщина, занимающая кресло руководителя успешной юридической фирмы или пост судьи, перестала считаться в...

Последние статьи

Объявления

Подписка

Подпишитесь на свежие новости