• Автор:
    Матвей Левант, управляющий партнер юридической фирмы «Левант и партнеры»

bigstock Dancing 108834791 428

Удивительно, но факт – Аргентину можно смело назвать «зазеркальным» отражением России. Так же, как и наша страна, Аргентина многонациональна и многоязычна. Коренных жителей можно встретить только в предгорьях Анд. В истории Аргентины существовал свой местный Сталин – диктатор Перон, во времена правления которого оппозиционно настроенные граждане без следа исчезали в тюрьмах. Как и в России, 90-е годы ХХ века в Аргентине ознаменовались провалом кредитной политики МВФ, гиперинфляцией в 200 процентов, народными демонстрациями и сменой политического режима.

Два года назад к власти пришла первая в истории этой страны женщина-президент – Кристина Киршнер, супруга Нестора Киршнера, выведшего страну из кризиса. В последние 10 лет аргентинская экономика уверенно развивается, в немалой степени – из-за четко выстроенной системы законодательства и отношений в обществе. Так, к примеру, нынешний финансовый кризис, начавшийся с ипотеки, в Аргентине по определению невозможен. Все частные инвестиции защищены местным законодательством. Риэлторы Серебряной страны сами предоставляют часть сумм на покупку жилья и офисов. Если же заемщик перестает выплачивать долг, то кредитор имеет право отобрать недвижимость, не обращаясь в суд. Обе стороны обычно находят компромисс – кредитор получает свой процент с суммы, а клиент – быстро и без волокиты может наслаждаться приобретением. Кроме того, в Аргентине никто не спрашивает, откуда у клиента деньги – можно купить хоть полстраны, никто не скажет ни полслова.

Аргентина – страна иммигрантов. Здесь насчитывается более 30 тысяч русскоязычных жителей, но, как и положено статистике, подсчет не отображает истинного положения дел. По словам аргентинских партнеров фирмы Estudio Langbehn & Cosentino, членов Международной ассоциации независимых юридических фирм Advoc, пройти по улицам столицы и не услышать русскую речь – невозможно. Приятно, что большинство наших соотечественников (а таковыми в Южной Америке считаются выходцы из всего СССР) устроены относительно благополучно. Как правило, они являются владельцами собственного бизнеса – компьютерного, строительного, адвокатского.

Особенности рынка
На рынке юридических услуг Аргентины лидирует местная полносервисная фирма Marval O'Farrell & Mairal, которая насчитывает в своем составе более чем 300 юристов. Старейшей аргентинской юридической фирмой является Estudio O´Farrell, отметившая в прошлом году свое 125-летие.
Единственная международная фирма, работающая на этом рынке, – Baker & McKenzie. Аргентинские фирмы традиционно поддерживают тесные связи с испанскими, а также бразильскими коллегами. Так, Marval O'Farrell & Mairal сотрудничает с лидирующей испанской фирмой Uría Menéndez и бразильской Demarest & Almeida; компания Pérez Alati Grondona Benites Arntsen & Martínez de Hoz Jr является частью латиноамериканской ассоциации, в которую входят испанская Cuatrecasas и бразильская Machado, Meyer Sendacz e Opice.
Еще до кризиса объем инвестиций в экономику Аргентины из США и Европы сокращался, что было связано с излишней политикой вмешательства со стороны государства, которая помимо прочего включала и национализацию частных пенсионных фондов. Общемировой финансовый кризис еще больше затормозил деловую активность в стране и стагнировал рынок юридических услуг.

В пользу преимущества наших соотечественников играют и особенности национального менталитета. Считается, что европеец разбирается в вопросах управления, менеджмента лучше, чем боливиец, парагваец или житель Бразилии. При этом, в отличие от бразильских улиц, традиционно считающихся самыми опасными в мире, в Аргентине можно прогуливаться и ночью. Местное население дружелюбно и приветливо.

Роднит Аргентину с Россией и большое количество образованных людей. В этой стране власти уже более 20 лет небезуспешно навязывают «культ» обучения. Начальное и среднее образование длится здесь 12 лет, после чего многие выбирают обучение в институте. Любопытно, что адвокатов в Аргентине называют докторами, впрочем, так же называют и врачей, ветеринаров и даже аудиторов. Это звание, скорее, отражает социальный статус, а не научную степень образования.
Конечно, для того, чтобы завести свое дело в Аргентине, адвокату придется пройти курс «молодого бойца»: сдать экзамены по испанскому языку и литературе, истории и географии страны, а также по правоведению – законам Аргентины и общепринятым юридическим нормам. Как очевидец могу с уверенностью утверждать, что никаких особых исключений в аргентинском законодательстве не существует, и необходимыми знаниями вполне можно овладеть в течение краткого времени.

Цены на жилье в Аргентине, разумеется, ниже, чем в Москве или в России в целом. Мои знакомые купили дом в пригороде Буэнос-Айреса с немалым количеством земли за 30 тысяч долларов, и считается, что они переплатили: вблизи находится река. Превратив дом в уютную гостиницу, куда жители столицы предпочитают выезжать на выходные, хозяева наслаждаются жизнью, устраивая дегустации вина, которое с недавнего времени стало цениться во всем мире: аргентинское вино из Мендосы имеет приятный фруктовый вкус с нотками красных апельсинов и пряностей.

Наслаждаясь бокалом этого вина в предместьях столицы Аргентины, начинаешь понимать, почему Россия, как и Ямайка в известной песне группы «Чайф», пока проигрывает в ведении юридического бизнеса. Инвестиционная безопасность, четкое сохранение прав собственников, предсказуемость политической власти, дружелюбный нрав и верховенство законодательной системы – все эти факторы помогают человеку не замечать финансовых потрясений глобальной экономики.

Уверен, что среди читателей журнала найдется немало людей, которые своей работой могут преобразовать юридическую сферу деятельности нашей страны и, в конце концов, осилить Аргентину в области юридического бизнеса. Настроенность на успех, лидерство, уверенность в себе – эти качества обязательно помогут и нам в повседневной деятельности.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009