• Автор:
    Петр Никулин

bigstock Blurred motion of business peo 170110046 428

Как об отечественном, так и о международном опыте адаптации к кризисным явлениям шла речь на конференции «Практические меры по борьбе с кризисом: последние тенденции рынка, рефинансирование, реструктуризация, банкротства, разрешение споров. Опыт Великобритании и России». Ее организаторы – юридическая фирма Goltsblat BLP и издание The Moscow Times. Прошло мероприятие 16 июня 2009 года в отеле «Ритц-Карлтон» при поддержке Посольства Великобритании в Москве. Представители Посольства и специалисты Министерства экономического развития РФ рассказали о практических мерах, предпринимаемых правительствами обеих стран для поддержания экономики в период рецессии.

Юристы компании Goltsblat BLP и их коллеги из лондонского офиса Berwin Leighton Paisner поделились практическим опытом решения вопросов, наиболее актуальных для бизнеса в текущих экономических условиях, а также рассказали о специфических юридических инструментах, которые позволяют минимизировать возникающие риски.

Выбранный организаторами формат мероприятия был исключительно удачным, т. к. позволил охватить различные уровни решения наиболее острых бизнес-проблем, стоящих сейчас перед компаниями. Последовательное рассмотрение вопросов экономической политики, текущего состояния дел в бизнесе, «самочувствия» финансовых институтов и дальнейший выход на обсуждение конкретных юридических инструментов стал отличным способом показать место юристов в борьбе с кризисными явлениями. С помощью этой логики возможности юридических фирм представляются наиболее системно. При этом наряду с распространением конкретного опыта была проведена элегантная демонстрация компетентности ключевых сотрудников фирм, организовавших конференцию.

Время решений

Великобритания, серьезно пострадавшая от экономических потрясений, уже имеет неплохой опыт адаптации к современным условиям. Так, правительство страны активно реагировало на происходящее (первые удары кризиса обрушились на британскую экономику еще в 2007 году) и выстраивало новую логику отношений с бизнесом. Это проявилось не только в активном диалоге и дебатах о роли правительства в регулировании экономики, но и в довольно четкой позиции в отношении бизнеса – что бы ни происходило в народном хозяйстве, правительство будет помогать бизнесу, но ни в коем случае не подменять его. Правительство будет поддерживать конкуренцию как источник процветания общества, и это – принципиальная позиция британских властей.

Несмотря на серьезные различия в структуре российской и британской экономик (например, в Великобритании преобладает сфера услуг, а почти 99% предприятий – малые и средние), этот опыт актуален и для России. Он может быть полезен как источник идей при выборе антикризисных решений, дает возможность отследить более или менее долгосрочные последствия принимаемых в Великобритании мер, позволяет избежать ошибок и неэффективных стратегий.

Организаторы предоставили участникам возможность сравнить принимаемые государствами меры, пригласив к участию в конференции и представителя российского правительства. Олег Фомичев, директор департамента стратегического управления и бюджетирования МЭРТ РФ отметил, что первые антикризисные меры российских властей признавали ключевой социальную поддержку. В то время как Кэролайн Вилсон, советник по экономическим вопросам и директор департамента торговли и инвестиций Посольства Великобритании в Москве рассказала об арифметике прибыли и ставке на инновации, которые стали основой британской политики. Взглядами на кризис, полученными в эпицентре событий в обеих странах, поделились представители крупных российских и международных финансовых институтов, таких как коммерческие банки Barclays, Deutsche Bank, Renaissance Capital, «ВТБ Капитал».

О макроэкономике говорили и юристы. Так, хроника финансового кризиса «на британской земле» была очень ярко представлена в презентации Саймона Килды, партнера лондонского офиса BLP. «Какие проблемы беспокоят бизнес во время кризиса?» – такой вопрос озвучил он в своем выступлении. Потеря доверия, накопленное непонимание и даже зависть и ревность, присутствующие на рынке, – это характеристики сегодняшнего состояния британской экономики. По мнению юриста, сейчас для бизнеса стали актуальными риски, которые раньше никто вообще не принимал в расчет.

Снижение ВВП, падение стоимости активов в полтора раза, замедление оборота денег, накопление «плохих» долгов, трудности с получением кредитов – все это привело к серьезному ухудшению инвестиционного климата в стране. «Все ищут локомотив. Однако ни одна страна не может оказаться достаточно сильной для выхода из кризиса», – заявил Саймон Килда. Очевидно, что глобальные потрясения потребуют согласованного ответа со стороны многих стран. Проблема снижения стоимости активов, разница между стоимостью и рыночной ценой – одна из самых серьезных на сегодняшний день. В Западной Европе продолжается стагнация, и если раньше бизнес искал возможности для проведения крупных сделок, то сейчас все действуют по принципу «меньше, да лучше». «Даже крупные операции сейчас делятся на несколько мелких в рамках более осторожных деловых стратегий», – считает г-н Килда.

Партнер BLP оптимистично полагает, что в 2009 году будет происходить восстановление доверия, и предприятиям нужно будет показать, что у них есть стратегии для привлечения финансирования. Кроме того, бизнес будет стремиться «в знакомые юрисдикции», правительствам же следует «показать наличие надежной правовой системы и фактора определенности».

Магическая реструктуризация

По мнению Андрея Гольцблата, управляющего партнера Goltsblat BLP, основным кризисным следствием в деловом обороте стало нарушение обязательств. «В силу отсутствия ликвидности должники не могут рассчитаться по долгам, а покупатели продукции – по поставкам», – отметил он.

«Один из самых эффективных инструментов в борьбе с кризисными явлениями – реструктуризация долгов, потому что если ее не применять, то придется заниматься банкротствами и судебными разбирательствами», – считает Андрей Гольцблат. По его мнению, сейчас есть инвесторы, которые готовы вкладывать средства в экономику России, но этому мешает невозможность точной и четкой оценки активов. Реструктуризация же как раз и призвана оценить активы, чтобы позволить инвесторам принять решение и начать инвестировать.

Про разные аспекты реструктуризации говорили многие докладчики. Так, партнер Goltsblat BLP Антон Рогоза отметил, что у самого этого понятия есть несколько значений. Кроме собственно реструктуризации обязательств компаний, которая через изменение порядка и условий погашения долга помогает оздоровить отношения должника и кредитора, кризис вызвал необходимость проведения и так называемой «корпоративной реструктуризации». В качестве главной тенденции развития бизнеса последних лет эксперт отметил массированную скупку активов, причем как на территории России, так и за ее пределами. Приобретение активов, как правило, происходило за счет привлечения стороннего финансирования. Вследствие этого бурный рост компаний сопровождался и ростом кредиторской задолженности. Корпоративная реструктуризация, которая затрагивает систему владения, управления и организации бизнеса и бизнес-процессов, является одним из ответов на вопрос о том, как сохранить место компании на рынке.

Саймон Килда указал на необходимость принимать во внимание колоссальный объем средств, который понадобится бизнесу для рефинансирования задолженности после начала оживления деловой активности. А партнер Goltsblat BLP Елена Баринова рассказала об особенностях реструктуризации проблемных девелоперских проектов (их финансирование производилось из внешних источников, и кризис застал эти проекты на этапе строительства). По мнению Елены Бариновой, наступает время, когда нужно определять дальнейшую судьбу таких проектов: реформировать их, реструктуризировать или прекращать. При этом она считает, что реструктуризация проекта – вещь гораздо более позитивная, т. к. это означает, что стороны видят возможность для сохранения отношений.

Отметила г-жа Баринова и еще один важный момент. По ее мнению, кризис выявил те слабые места при структурировании сделок, на которые в спокойные времена не очень обращали внимание, поскольку банкротство «не было тем обстоятельством, которого сильно ждали». «И сейчас особенно важно иметь в виду те вещи, которые могут сыграть очень сильную роль с учетом возможных банкротных процедур или просто процедур обращения взыскания на заложенное имущество. Поэтому лучше отслеживать судебную практику и обращаться к квалифицированным юристам», – резюмировала она свою точку зрения.

Несмотря на богатые возможности всех видов реструктуризации, споров между участниками делового оборота по-прежнему не избежать. Именно обсуждению данного направления и была посвящена еще одна значительная часть конференции.

Другие средства

По мнению Елены Бариновой, судебное разрешение проблем в девелоперском проекте – это «неудобная и громоздкая процедура». Однако судебный спор, как правило, является последней возможностью спасти ситуацию. И если уж компания вступает в спор, то действовать нужно быстро и решительно – чтобы оказаться «в нужное время и в нужном месте». О своем видении самого короткого пути к этому состоянию рассказал партнер лондонского офиса Berwin Leighton Paisner Сиган Осунтокун.

Важные активы
Е. Тиллинг (партнер Goltsblat BLP): «IT-составляющая стала неотделимым свойством каждого продукта, и финансовый кризис ее не уберет, не отменит значения IТ в деятельности компании. Интеллектуальные активы все более значимы в борьбе за место на рынке» (из доклада на тему «Управление портфелем интеллектуальной собственности в период кризиса. Как расставить приоритеты»).

По его мнению, успешное разрешение спора – это результат правильно выбранной стратегии. И речь идет о том, что выбирается она еще на этапе подготовки коммерческого контракта и обсуждения его условий. В этом документе важно указать все моменты, которые так или иначе могут повлиять на последующее разрешение спора, и прежде всего определить то, где стороны будут искать судебную защиту и исполнение судебных актов. По мнению выступающего, в каждом случае выбор юрисдикции, в которой будет разрешаться спор, должен учитывать особенности конкретной сделки, т. е. ее структуры, порядка исполнения и согласованного сторонами распределения рисков. Но есть юрисдикции, которые близки к идеальным для большинства сделок. В качестве иллюстрации Сиган Осунтокун привел известное английское изречение о том, что суды Англии и Уэльса являются ядерным оружием судебной системы. «Преимущества английского судебного права и английской судебной системы позволяют очень быстро призвать к порядку другую сторону», – считает эксперт.

Партнер BLP уверен, что основой любой стратегии должен стать учет срока рассмотрения спора и получения итогового акта, а также эффективности этой процедуры (затраты энергии, доступность защиты, отсутствие элемента непредсказуемости). При этом правильно выбранной стратегии должна соответствовать и верная тактика. «Когда кредиторы гоняются за ограниченным имуществом должника – это соревнование... Побеждает тот, кто быстрее», – утверждает эксперт.

Кроме того, очень важно иметь возможность координации юридических усилий по защите интересов клиента при спорах по сложным сделкам, процессы по которым могут происходить одновременно в различных юрисдикциях.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2009