Юридический статус «партнер» сформировался под влиянием законодательства и системы англосаксонского прецедентного права, где он и функционирует. Так, под «партнерством» понимают форму предпринимательской деятельности в виде объединения (ассоциации) двух или более лиц (партнеров), которые совместно осуществляют коммерческую деятельность. Партнер – это участник какой-либо совместной деятельности, главным образом предпринимательской. Лично у меня при упоминании слова «партнер» возникают ассоциации с такими понятиями, как честность, порядочность, ответственность.

Факторы целесообразности привлечения партнеров

• Предотвращение оттока опытных специалистов
• Генерация дохода
• Оптимизация управления персоналом

Сразу хочу сделать первый вывод: если украинские юрфирмы созданы в форме хозяйственных обществ, в частности обществ с ограниченной ответственностью, то их участники не могут считаться «партнерами» в классическом понимании понятия «партнерство». Хотя с окончательными выводами торопиться не стоит, поскольку единого понимания того, что такое «юридическая фирма» в организационном аспекте, нет. Ключевой же особенностью юрфирмы можно назвать то, что это традиционная форма предоставления правовых услуг в сфере частной юрпрактики.

На мой взгляд, партнерство в юрфирме – это прежде всего бизнес, а уже потом осуществление профессиональной деятельности. Так, если раньше партнерство представлялось как форма «общества», «братства», а юрфирма скорее походила на профессиональную семью, то сейчас в мире доминирует представление о юрфирме как о «бизнесе», где общий интерес подчинен интересам индивидуальным. Если раньше действовала формула «один для всех, все для одного», то сейчас, можно предположить, действует формула «каждый за себя, но все вместе».

Профессиональные качества партнера

• Профессиональный опыт (практика)
• Личный авторитет среди клиентов/коллег
• Стаж работы в фирме
• Умение привлекать клиентов
• Навыки ведения и руководства проектами

Именно такое изменение акцента в сути партнерства и повлекло трансформацию: от «унитарного» до «федерального» партнерства, что и отразилось в системе двухуровневого партнерства, когда крупные юрфирмы кроме партнеров-совладельцев (паевых партнеров) имеют и второй уровень – тоже партнеров, но не совладельцев (непаевых партнеров). Главный резон введения двухуровневого партнерства – экономический: чем меньше совладельцев, тем больше у них доходов на одного из суммы общего дохода, принесенного эффективно работающими наемными работниками, которые стремятся стать совладельцами. Рационализация системы двухуровневого партнерства обнаружила немало второстепенных резонов в пользу ее внедрения.

Я считаю, что чем больше доход юрфирмы, тем больше вероятность введения в ней двухуровневой системы партнерства. При этом главное помнить: ответственность и мобильность – это ключевой внутренний вопрос любого вида партнерства. Надежность партнера – это свойство, проявляющееся в способности реализации сотрудничества при определенных условиях внешней среды, а также количественная и качественная оценка партнера, выражающаяся в таких параметрах, как финансовые показатели фирмы, ее деловая репутация, способность точно и вовремя выполнять взятые на себя обязательства и так далее. Мы прекрасно понимаем, что за правовое заключение или юридический аудит отвечает юридическая фирма, но при этом поскольку каждый партнер отвечает за фирму, из этого следует ответственность партнеров – координация вместо субординации.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2010