• Автор:
    Евгений Байдаков, генеральный директор компании «Авиком Бизнес Технологии» (г. Москва)

Журналисты отмечают, что детище Стива Джобса при этом стало самым прибыльным «первым номером» в истории рейтинга. Еще два года на вершине, и Apple сравняется по количеству первых мест с компанией General Electric (нынче она шестнадцатая).

Интересно, что второе место в рейтинге завоевала компания Google. Деловой мир замер в предвкушении схватки между платформами Android и iPhone, которая, по большому счету, только начинается.

Из истории

Фирма Apple Computer была основана 1 апреля 1976 года Стивом Джобсом, Роном Вейном (бывшими сотрудниками компании Atari) и Стивом Возняком (Hewlett-Packard). Спустя 30 лет, в январе 2007 года, название сократили, и слово «Computer» из него исчезло. Кстати, по одной из версий такое странное для компьютерной фирмы название было выбрано исключительно для того, чтобы находиться выше Atari в телефонном справочнике.
В начале своей деятельности Apple успешно работала на молодом рынке персональных компьютеров. Модели Apple II, II+, IIe и IIgs, Lisa и Lisa II, выпущенные с 1978-го по 1984 год, стали вехами в истории ПК. Самым же знаменитым проектом калифорнийской компании считается линейка компьютеров Macintosh (или просто Mac), которая успешно существует уже 23 года и постоянно обновляется.
В 1996 году Apple оказалась на грани банкротства и практически полностью потеряла занятую ранее долю рынка. Ситуацию спас Стив Джобс (который покинул Apple в 1985 году), вернувшись в компанию сначала в должности консультанта, а затем исполнительного директора. Именно с 1997 года начался второй подъем «яблока». iMac, iBook и iPod – три «кита», которые в 2001 году очутились на «черепахе» Mac OS X и стали главной опорой Apple в новом веке.

В чем же секрет загадочного «яблока», которое год за годом покоряет миллионы людей и отвоевывает рынок у своих конкурентов кусочек за кусочком?

БЫТЬ НЕ ТАКИМИ, КАК ВСЕ

Издание отмечает, что корпорация Apple в очередной раз оказалась на первом месте благодаря своей качественной и востребованной продукции. На сегодняшний день, пишет Fortune, Apple уже продала 250 млн iPod, 43 млн iPhone и собирается завоевывать рынок с новым планшетом iPad.

Но это не просто статистика. Это вещи, которые изменили потребителей и рынок. Apple – это прежде всего восторг от продукта, который она предлагает. Имидж Apple – не разговоры, не реклама и даже не харизма Стива Джобса – это товары, которые компания выпускает.

Компания, которая прошла долгий путь развития, пережила и взлеты, и падения, чуть не потерпела крах в середине 90-х годов и вновь возродилась, как птица феникс, с возвращением одного из отцов-основателей – Стива Джобса – для того чтобы покорить мир.

С самого начала Apple позиционировала себя как особую организацию. Вся маркетинговая политика, все рекламные инициативы и весь ее продуктовый ряд уже более 20 лет строятся на противопоставлении себя остальному миру ИТ. Думать иначе, иначе жить, работать и развлекаться – «инаковость» ставится Apple во главу угла во всем, это ядро ее идеологии. Однако эта идеология не андерграундная, а напротив – яркая, нарядная, стильная и в то же время простая. И оттого – коммерчески успешная.

Впрочем, демонстративное позиционирование себя вне мейнстрима – вовсе не единственный фактор, который позволяет компании все эти годы оставаться на плаву. Apple – это немного больше, чем просто производитель компьютерной техники, это явление, явление и на рынке, и в индустрии, и в мировом медиапространстве.

ПУТЬ К СЕБЕ

Благодаря чему компания, находящаяся на массовом рынке, давно поделенном между основными игроками-производителями компьютеров и портативной техники, зарабатывает такую любовь у потребителей, число которых неуклонно растет? Ни одна компьютерная фирма не смогла создать такую спаянную и цельную субкультуру пользователей. Эпитет «мак-юзер», в принципе, безотносителен и к «железу», и к софту. Это образ мыслей и система ценностей, знаменитый «Macintosh Way», который нужно понять и ощутить. Автор этого определения – психолог Гай Кавасаки, бывший сотрудник Apple и самый известный «мак-евангелист». «Macintosh Way» – так называлась его книга, изданная в США в 1989 году и впоследствии ставшая мировым бестселлером. «Искусство правильно делать правильные вещи» – это и есть философия Apple и ее пользователей. Работать с удовольствием. Думать иначе. Во главу угла поставлены креативность и нестандартный подход, желание и способность изменить мир к лучшему.

Компания настолько качественно делает свои продукты, что люди буквально влюбляются в них. Когда покупатель получает в руки очередную «игрушку», будь то MacBook или iPod, – легкую, стильную, приятную на ощупь – он проникается ею и начинает рекомендовать всем своим знакомым. Происходит своеобразное эмоциональное «заражение».

Я неоднократно встречал подобный феномен в своей практике общения с партнерами юридических фирм. Наблюдал, как партнер одной компании долго искал себе нужное устройство, выбирал, пробовал коммуникаторы разных производителей. А когда через два с лишним года я увидел у него в руках iPhone, он был абсолютно счастлив – в этом продукте человек нашел для себя нечто, близкое в его представлении к идеалу. Он десять минут рассказывал мне о характеристиках устройства и о том, что рекомендует всем переходить на него, наглядно подтвердив тем самым действенность принципа «эмоциональное заражение».

Внимание к дизайну своих продуктов – еще одна ключевая стратегия компании. Конечно, на заре истории персональных компьютеров – в момент основания Apple Computers – о дизайне ПК как таковом не было и разговора. Продукт этот не был массовым, а его потребителям, в общем, было все равно, как выглядит их компьютер. Вопрос о весе и габаритах стоял куда как острее. Кстати, один из известных афоризмов Стива Джобса в переводе на русский звучит примерно так: «Я не доверяю компьютеру, который не могу поднять».

Разбогател сам – помоги другому

Согласно рейтингу бизнес-школы INSEAD, подготовленному для журнала Harvard Business Review, Стив Джобс возглавил список самых эффективных генеральных директоров в мире. Эффективность гендиректоров, руководивших компаниями с 1995 по 2007 годы, определяли по размеру дохода акционеров, включающего рост рыночной капитализации плюс реинвестированные дивиденды. При этом учитывалось, насколько рост доходов превзошел средние показатели по отрасли. Пока основатель и гендиректор Apple руководил компанией, ее капитализация и вложенные дивиденды с поправкой на отрасль выросли на 3188%. Для сравнения – рост доходов акционеров «Газпрома» на 101 млрд долларов (более 2000% роста с поправкой на страну и отрасль) позволил Алексею Миллеру занять лишь третье место.

Спустя несколько лет ситуация резко изменилась. Продажи ПК росли лавинообразно, росла и конкуренция. И именно тогда в Apple поняли, что компьютер, который выглядит лучше, будут лучше и покупать. В качестве примера можно привести самую первую модель Macintosh, выпущенную в 1984 году: на фоне конкурентов новинка смотрелась просто потрясающе. А рекламный ролик, снятый знаменитым режиссером Ридли Скоттом и показанный всего один раз – во время трансляции финала чемпионата США по бейсболу – взорвал аудиторию и обеспечил компьютеру просто феноменальные продажи. Снятый по мотивам книги Оруэлла «1984», клип четко противопоставил Apple ее конкурентам, а Mac – остальным ПК. Сам ролик до сих пор является образцом рекламного искусства.

СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛУ

Сегодня Apple по-прежнему идет в авангарде IT-моды: за последние годы «яблочные» устройства не раз становились «иконами индустрии». Стиль Apple – самый копируемый на рынке: даже крупные компании не стесняются заимствовать удачные находки. За всем этим стоит один человек – гений индустриального дизайна Джонатан Айв. Один из лучших дизайнеров мира, он пришел в Apple в 1992 году, и его первой работой стал КПК MessagePad. Именно он оформил все три поколения iMac, плееры iPod и обе линейки ноутбуков, именно он создал неповторимый фирменный стиль Apple. И Apple обязана Айву, пожалуй, не меньше, чем Стиву Джобсу.

Во всем, что делает компания, она стремится дойти до идеала. Сто миллионов mp3-плееров, проданные за шесть лет, – таким достижением не может похвастаться ни один конкурент. Комментарии здесь излишни. Практически с нуля был сделан рывок в области мобильных коммуникаторов. На очереди – выход на рынок нового планшета iPad. Никогда еще анонсированное устройство не вызывало такой волны обсуждений и жарких споров. Реакция общественности на выход Nexus One, iPhone 3GS и Google Wave в сравнении с этим – ничто. И пусть оценки нового детища Apple самые неоднозначные, но они еще больше подогревают интерес к iPad: одни считают, что продукт не оправдает ожиданий, и подвергают его мощной критике, другие пророчат ему будущее самого продаваемого гаджета всех времен и народов.

Вся продукция Apple – будь то «железо» или программа – обладает сильнейшим эмоциональным зарядом, что позволяет ей четко «попадать» в своего потребителя. Apple сильно любят или сильно не любят – третьего не дано. Любители Apple платят, а зачастую и переплачивают за дизайн, бренд и эту самую эмоциональную составляющую.

Разработка собственного процессора для Apple iPad стоила компании 1 млрд долларов. Почему же она не стала приобретать процессор у IBM или Intel? Цель одна и та же – создать лучший продукт, близкий к техническому совершенству.

Способ привлечения лояльных клиентов прост – продукты компании настолько хороши, что люди не только с удовольствием их используют, но и рекомендуют своим коллегам и друзьям. Наверное, в этой несложной формуле и заключен главный феномен чудесного «яблока». И, как мне кажется, эта формула применима к любому бизнесу. А юридической практике стоит приглядеться к ней с особым вниманием.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2010