• Автор:
    Петр Никулин

Автор этого нашумевшего на Западе произведения никогда не работал юристом, хотя и получил соответствующее образование. Каким-то образом ему удалось настолько правдоподобно воспроизвести реальность и передать атмосферу юридической конторы, что в течение долгого времени читатели блога пытались вычислить место, в котором происходит описываемая автором борьба за власть. В итоге получился довольно реалистичный рассказ о юридических буднях с подробным описанием внутренних процессов, приправленный ироничным отношением к жизни американских правоведов.

Когда книга была издана в США, то в отзывах говорилось в том числе и о новом жанре, в процессе которого записи блога, после незначительного редактирования, становятся основной литературного произведения. Сейчас это стало распространенным явлением, но в 2006 году привлекло к «Анонимному юристу» внимание публики, которая в противном случае, скорее всего, никак не отреагировала бы на незамысловатое название. Отличительной особенностью этого юридического эпоса, безусловно, является исключительный цинизм, сквозящий из тезисов главного героя. Несмотря на это, а также на последовательное желание автора представить работу юриста унылым, изматывающим и разрушающим здоровье занятием, именно юристам эта книга и будет интересна прежде всего. В отзывах читателей встречается немало теплых слов: «шокирующая», «разрушающая представление о культуре юристов», «дешевая попытка заработать популярность», «нереализованное эго автора нашло выражение в завладении партнерской должностью», «сказка адвоката, который живет ложью»... Как бы то ни было, с большой долей вероятности можно сказать одно: свое дело автор знает блестяще.

МИСТЕР ИКС

Главный герой повествования – партнер одной из крупнейших юридических фирм: автор несколько раз упоминает о ее гегемонии в мировых масштабах, но, судя по описаниям, речи идет все же об успешной американской фирме средних размеров. Закрытый и таинственный внутренний мир юридического офиса открывается посторонним через записи в блоге, который начинает вести мистер Икс. По сути, книга состоит из постов Анонимного юриста и его переписки с племянницей, студенткой Йеля, размышляющей о юридической карьере.

По ходу развития сюжета про Анонимного юриста становится известно все больше и больше. Так, например, мы узнаем, что он высококлассный специалист, у него угловой офис, гранитный письменный стол и партнерская ставка, оплачиваемая в размере 675 долларов в час. В фирме он отвечает за набор новых сотрудников и работу с персоналом. На этой позиции он успешен, хотя описанные им методы работы с молодежью не отличаются особым гуманизмом. Этот деспот, самодур и очень странный товарищ ради собственного развлечения готов отправить стажера в Белиз, в котором у фирмы нет никаких дел, или заставить будущее светило юридической науки строить для начальника фигурки из скрепок.

Анонимный юрист имеет такую же анонимную супругу, пару анонимных детей, а также племянницу, чьи успехи в учебе радуют героя. Правда, больше его не радует ничего, и вот это по-настоящему тревожит.

Во многих отзывах о книге говорится, что она «чертовски веселая», «остроумная» и «полна искренней иронии». Действительно, Анонимный юрист старается, несмотря на жесткость своих жизненных установок, ко всему подходить с юмором. Однако шутки и забавы у него получаются так себе... Может быть, это проблемы с переводом, но, скорее всего, дело в своеобразии юридического подхода к смешному. В общем, «анонимный юрист» не равно «веселый юрист». Так, некоторым критикам показалось, что все шутки примерно одного формата и уровня, предсказуемы и однообразны, а к концу книги еще и по-настоящему утомительны. Но такой уж он есть, этот Анонимный юрист. И книга эта про него – «блестящего и безжалостного».

КЛЮЧЕВОЙ МОТИВ

«Я на самом деле хочу в один прекрасный день возглавить фирму, я просто обязан ее возглавить, я обязан возглавить фирму, чтобы оправдать потраченные на нее годы», – откровенничает с читателями своего блога Анонимный юрист. Получить статус руководителя ему нужно для того, чтобы компенсировать хотя бы часть связанных с карьерой издержек. Прошлых ошибок не исправить, но даже при неполной экономической целесообразности маломальское воздаяние можно получить, только став главой фирмы. Вокруг этой идеи – стать боссом и «наконец-то разобраться с делами как положено» – строится весь жизненный цикл героя.

Кстати, продвигая себя на вершину управленческой пирамиды (не путать с другими пирамидами), Анонимный юрист искренне полагает, что так будет лучше для всех, а для фирмы – в первую очередь. Ее ждут реформы. И еще какие.

«Будь я генеральным, мы не стали бы тратить время на ерунду в виде личностных тестов. Мы бы выставляли счета клиентам, совершенствовали программу обучения кадров, повышали качество работы и всеми силами старались бы делать так, чтобы наши услуги полностью удовлетворяли клиентов. И что за чушь – сидеть и слушать, как какой-то расслабленный хиппи толкует про необходимость понимать «рабочий темперамент» друг друга. Мой рабочий темперамент прост: делаешь то, что надо, я радуюсь, делаешь не то, что надо, – я злюсь. Это я и без всяких тестов знаю».

Как только Анонимный юрист наконец добивается желаемого и встает во главе фирмы, в офисе незамедлительно появляется бригада слесарей, которая меняет замки всех кабинетов, пустующих после девяти часов утра. Сотрудники же, не пришедшие вовремя, вынуждены отправиться непосредственно к боссу, а уж он в свою очередь объясняет им, что сегодняшнее опоздание для них – первое и последнее. Новый ключ от своих кабинетов они получают лишь однажды: тому, чей замок снова придется менять утром в начале десятого, ключи будут больше не нужны – разве что от автомобиля.

Дальше – больше. Реформы коснутся и главных юридических основ – например, рабочего времени. Обслуживающий персонал получает задание «притормозить» настенные часы, а айтишники – сделать то же самое с часами в компьютерах, и вот легким движением двенадцатичасовой рабочий день превращается в шестнадцатичасовой. Управляющий партнер внимательно проследит за тем, кто заметит подобное нововведение, а кто нет. Тем, кто заметит, лучше промолчать, ибо все это делается им на благо.

СПИСОК ДОЗВОЛЕННОГО

Значительная часть книги отведена под описание взаимоотношений юридической фирмы и будущих сотрудников (стажеров). Многое звучит интересно и свежо. Точнее, наверное, свежо и цинично.

Перед фирмой (и ее директором по персоналу) стоит непростая задача: с одной стороны, надо, чтобы стажеры усвоили, как им рады в компании и сколько радости они получат за это лето. В то же время они должны осознать, что им страшно повезло и что без фирмы их судьба – жить на улице и питаться отбросами. Сбалансировано подать оба посыла сумеет не каждый.

Введение в профессию, кроме прочего, предполагает знакомство с неписаными правилами. В книге таких правил – великое множество. И в основном, речь в них идет о том, что нужно сосредоточиться на работе и забыть о семье, друзьях, увлечениях. Все это не для тех, кто избрал служение Фемиде делом всей своей жизни, полагает Анонимный юрист. «Любишь читать, видеться с все еще оставшимися у тебя друзьями, спать – пожалуйста, обязанности штатного юриста вполне сочетаются с увлечением. Но только с одним! Читай, ходи в кино, проводи какое-то время с семьей – мы это потерпим. Не злодеи же мы. Умеем проявить понимание. Человеку нужно развеяться. Если увлечений больше, это заставляет нас усомниться в готовности человека делать все необходимое для успешной работы в нашей фирме. Сотрудники менее выдающихся компаний могут себе позволить повозиться с детьми, может быть, даже иной раз сложить с ними пазл. Но наши юристы обязаны четко определиться с приоритетами», – напоминает главный герой.

Фирма занимается бизнесом и стремится к максимальному увеличению прибыли. Если для этого нужно каждый год брать на работу пятьдесят выпускников и к тридцати пяти годам превращать сорок восемь из них в человеческий шлак – считает Анонимный юрист. Несмотря на заверения в рекламных проспектах, сулящих непосредственную работу с клиентами, возможность безвозмездно потрудиться на благо общества и соблюдать баланс между работой и личной жизнью, он не собирается выступать мудрым наставником и добрым старшим другом ни для кого из новичков. В конце концов, какие могут быть претензии? «У нас царит благополучие. Уже семьдесят пять дней не было ни одного самоубийства», – радостно рапортует он своим читателям.

Отношение Анонимного юриста к благотворительности и работе pro bono предсказуемо скептичное: «Не понимаю людей, которые приходят в большую юридическую фирму, рассчитывая, что им будет позволено заниматься делами, которые не приносят фирме денег. Если хочешь получать, как сотрудник большой юридической фирмы, и вести соответствующий образ жизни, будь добр и работать так, как положено в большой юридической фирме. И нечего на меня дуться. На свете существует много отличных юридических организаций, работающих на благо общества, и, если вам нравится делать то же самое, добро пожаловать туда». Хорошие офисные работники, по мнению этого мизантропа от юриспруденции, не расходуют принадлежащие компании время и ресурсы на помощь беднякам. На это существует нерабочее время.

Удивительным оказывается то, что сам Анонимный юрист прекрасно осознает, откуда в его душе поселились черствость и пренебрежение к остальным людям, – именно работу в юридической фирме он считает главной причиной того, что из приличного человека со временем он превратился в приличного негодяя. «Что бы ты тут не делал, каждый следующий поступок отъедает по кусочку твоей души, – признается он. – Ты пакостишь коллеге, чтобы выслужиться за его счет. Являешься в офис в собственный юбилей, чтобы доказать преданность интересам фирмы. Херишь все в жизни, кроме работы, поскольку работа превыше всего. Работа засасывает тебя с головой».

ЛУЧШАЯ ФИРМА В МИРЕ

Итак, что же, по мнению автора, остается у человека, выбравшего своей профессией работу в фирме, подобной той, где трудится Анонимный юрист?

Сотрудники отдела судебного представительства заняты в основном тем, что перерывают кучи бумаг в поисках аргументов, которые могли бы пригодиться, если надо будет отстаивать дело в суде, но поскольку в суде фирма ничего не отстаивает, предпочитая улаживать абсолютное большинство дел в досудебном порядке, найденные аргументы так и не пригождаются. Ими можно разве что припугнуть противную сторону, сделав вид, что юристы компании в случае несговорчивости оппонентов готовы дойти до суда.

Не легче приходится и юристам из отдела корпоративного права. Они пишут меморандумы, составляют проекты договоров и осуществляют то, что называется исполнением «надлежащих процедур». Деятельность каждой компании связана с соблюдением множества различных договоров: соглашений о займах, договоров купли-продажи, контрактов найма, аренды и т. п. В договорах может быть зафиксировано, что компания не имеет права продавать это конкретное здание, не получив разрешение банка, или что в случае покупки компании более крупной автоматически повышаются проценты по сделанному ей займу. Исполнять «надлежащие процедуры» – значит читать все договора компании и понимать, что может произойти, если ее руководству взбредет совершить какое-либо телодвижение. Увлекательной такую работу, разумеется, назвать сложно.

В юридической фирме время стоит денег, поэтому клиент не платит за дружеское общение коллег. Каждая минута, проведенная юристом не на рабочем месте, это минута, за которую фирма недополучила денег, – считает наш герой. «При том что вы пользуетесь ее офисным пространством, поедаете ее кексы, пьете ее кофе, потребляете ее кислород и увеличиваете коэффициент амортизации ковролина. Вы – источник накладных расходов. А если кто не оправдывает потраченных на него средств, то пусть убирается вон», – резюмирует он.

Закончим и мы наш рассказ об этом необычном «юридическом чтиве», своей противоречивостью и утрированием ситуаций отчасти напоминающем «Вредные советы» Григория Остера. Многое о неявной стороне внутренней жизни консалтинговых фирм представлено в этом описании юридических будней довольно толково и точно. Представляется, что книга «Анонимный юрист» будет полезна всем, кто так или иначе связан с миром профессиональных консультантов или просто интересуется им.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2011