• Автор:
    Семен Фролов

Большая часть юристов в мире занимаются сольной практикой. Исторически первой юридической фирмой, в которой работало больше одного юриста, была компания, появившаяся в США сразу после Гражданской войны (1861–1865). Следом за Америкой подобный опыт переняла Англия, а затем и вся Европа.

Юридическая фирма представляет собой коммерческую организацию из одного или более юристов, основной деятельностью которой является правовая практика. Чаще всего юристы консультируют клиентов по вопросам, связанным с их юридическими правами и обязанностями, а также представляют их интересы в суде.

Современный юридический мир стремится к узкой специализации, особенно если речь идет о небольших компаниях, где юристы, как правило, заняты в одной-двух областях права, например, патентном праве, криминальных делах и т. д. Крупные компании имеют целые отделения, которые специализируются в конкретной области. Их преимущество заключается в более обширной базе клиентов и разнообразии рынка.

РАЗМЕР ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ

Юридические фирмы различаются в зависимости от своего размера: начиная от сольных практик, которые составляют самый большой процент по распространенности, и заканчивая компаниями, штат которых может насчитывать несколько тысяч сотрудников.

За последние десятилетия масштабы юридических фирм значительно увеличились (а области их практики одновременно сузились до конкретной специализации), возросло как количество юристов в той или иной компании, так и размеры и разветвленность самих фирм как учреждений.

Идея создания фирм с большим количеством сотрудников постепенно распространялась по всему миру, а солиситоры в Англии вплоть до окончания Второй мировой войны все равно оставались одиночками или основывали небольшие фирмы. И сегодня в США и Британии по-прежнему очень много небольших компаний, в которых работают от 2 до 50 юристов, а жители деревенских местностей и окраин часто, по старинному обычаю, имеют статус общего практика без особой специализации. Маленькие компании с одной или небольшим количеством специализаций на Западе принято называть «бутиками». Наиболее распространенными бутиками сегодня являются те, что занимаются правом интеллектуальной собственности, антитрестовским правом, телекоммуникациями. Большие же компании носят название «мегафирмы».

Обычно гонорар юриста повышается с увеличением размеров компании, в которой он работает. Среди специалистов часто распространен стереотип, касающийся сольной практики: будто юрист, практикующий самостоятельно, получает копейки и работает так только потому, что не может устроиться в крупную компанию. Многие выпускники юридических вузов мечтают стать сотрудниками именно в офисе какой-нибудь крупной юридической компании, однако специалисты утверждают, что далеко не всякий сможет справиться с такой работой. Обычный сотрудник в такой фирме подобен песчинке в море, да и ритм, скорость и количество изменений, уровень требований в ней совсем не такой, как в небольшой компании, где все знают друг друга в лицо и по имени.

В США различие в размерах фирм варьируется даже в зависимости от города, в котором они располагаются. Например, то, что считается «небольшой компанией» в Нью-Йорке, скажем, в Лос-Анджелесе будет носить статус гиганта. Большие фирмы могут распространять свою практику почти на все доступные области права, поэтому они называются фирмами с полным комплексом обслуживания. Различные офисы одной компании могут иметь каждый свою специализацию, в Америке это чаще всего слияния и объединение, банковское дело, а также различные аспекты корпоративного права.

Самые крупные юридические фирмы находятся в США и Великобритании, причем большая часть их находится все же именно в Северной Америке. Компании из США ограничены по своим размерам тем, что, как правило, их основное управление размещается в одном штате, четко прослеживается прибыль на каждого партнера и различия в лицензировании юристов в разных штатах, однако все равно по количеству крупных фирм во всем мире США остается бесспорным лидером. Тем не менее, головные офисы четырех компаний из числа самых крупных в мире располагаются в Лондоне.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЮРИДИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Размер фирмы непосредственно связан с типом организации, на основе которого она функционирует.

Чаще всего организация юридических компаний зависит от того, в какой области права она практикует. Один из вариантов, самый простой и исторически являющийся самым первым, уже был упомянут: это сольная практика. В этом случае все права и обязанности, а также прибыль и расходы лежат на плечах одного юриста, который и является основателем своей компании.

Довольно распространенным типом юридической фирмы является партнерство с ограниченной ответственностью. Здесь юристы владеют компанией сообща, но не отвечают за погрешности друг друга. Такой вид компании облагается налогом как товарищество, но обладает теми же ограничениями по ответственности, что и корпорация.

Работа профессиональной корпорации сходна с функционированием бизнес-корпорации, где компания выпускает акции для юристов.

Также крупные компании, как правило, имеют два больших отделения: корпоративный отдел и отдел судебных тяжб. Первый занимается консультированием по корпоративным делам, а второй, соответственно, представляет клиентов в суде.

ГЛАВНЫЕ СОТРУДНИКИ В КОМПАНИЯХ

При рассмотрении основных моделей юридических фирм становится понятно, что основная работа сосредоточена вокруг партнеров, которые являются совместными владельцами и управляют бизнес-операциями. В фирме также работают ассоциаты – младшие сотрудники, на роль которых очень часто нанимают недавних выпускников университетов. Следующей ступенью в этой иерархии являются все сотрудники, выполняющие техническую работу: библиотекари, секретари, помощники юристов, вспомогательный персонал и т. д.

Карьерной целью ассоциатов является, разумеется, должность партнера компании, которая считается очень престижной и, кроме того, сулит ее обладателю повышение зарплаты. Крупные компании обычно размещают новости о назначении новых партнеров в различных юридических журналах и профессиональных СМИ. Некоторые фирмы ведут политику, при которой ассоциат, не ставший партнером к определенному времени, должен уйти. Подобная стратегия была предложена компанией Cravath, Swaine & Moore еще в 1900-е годы.

Партнеры делят между собой всю прибыль за вычетом зарплаты ассоциатам, техническому персоналу, затрат на юридическую литературу и других расходов. Сейчас практически все фирмы на Западе используют систему двойного партнерства, при которой партнеры делятся на акционерных и неакционерных. Первые разделяют между собой все права и обязанности, а вторые получают фиксированный гонорар. Обычно партнер не может указывать другому партнеру или как-то иначе вмешиваться в его дела. Иногда фирмы устанавливают обязательный возраст выхода на пенсию – например, 65 лет.

В США и Канаде существует также особый статус сотрудников, такой как «юрисконсульт», «специальный юрист» и «юридический советник». Эти юристы, как и ассоциаты, являются работниками, официально входящими в штат и получающими фиксированную зарплату. Но некоторые компании практикуют независимые отношения с юридическими советниками, если те, например, являются знаменитыми и авторитетными юристами. Также юридическими советниками могут считаться ассоциаты, не ставшие партнерами, но продолжающие работать в фирме, равно как и партнеры, вышедшие на пенсию, но сохранившие за собой часть практики. Чаще всего такие звания даются юристам, находящимся в переходном положении: отчасти они являются независимыми сотрудниками, но одновременно работают на компанию.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Внешне юридическая компания может выглядеть как угодно: юристы могут вести практику даже дома, сидя за компьютером, но чаще всего сотрудники компании находятся в офисе. Многие компании стремятся привлечь клиентов современной обстановкой и удобно обставленными кабинетами, иногда фирмы стараются поразить клиентов необычной или даже экзотической обстановкой. Так, некоторые компании разрешают своим сотрудникам приходить в офис в шортах и сандалиях, хотя в юридическом мире такие вольности все-таки довольно редки.

ОСТРОЖНОЕ РАЗВИТИЕ

Многие эксперты замечают, что сегодня юридический рынок меняется очень стремительно. Происходит много изменений, связанных с начислением гонораров, со структурным делением сотрудников, – образуются новые типы юридических фирм, виртуальные компании, очень быстро развивается маркетинг и менеджмент.

Однако если сравнить юридический рынок с другими областями бизнеса, станет очевидно, что здесь инновации, если и происходят, то не в таких масштабах. Во-первых, сами законы меняются не так часто, во-вторых, для юристов самое главное – это прибыльность компании, а не ее инновационность, поэтому она возможна только тогда, когда помогает повысить доход компании. Большая часть юристов довольно подозрительно относится к изменениям. Как правило, они бывают небольшими, но для юристов весьма значительными, хотя зачастую оказываются бессмысленными, так как не имеют поддержки и твердого основания.

Обычно юридические компании перенимают инновации, которые уже прошли проверку в других отраслях бизнеса, не принимая на себя риск, но одновременно – теряя возможности, которые предоставляют нововведения первым их испытателям. Однако, как заметил известный эксперт Дэвид Майстер, самое большое преимущество юристов состоит в том, что единственными конкурентами для них являются сами юристы.

ОЦЕНКА РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ

Очень важным пунктом в юридической практике является ее оценка, которая наглядно демонстрируется в многочисленных и разнообразных рейтингах. Они могут проводиться для клиентов, ассоциатов и других сотрудников, ищущих наилучшее место работы. Рейтинги юридических компаний могут касаться ряда тем: условия работы в фирме, количество работающих женщин и представителей национальных и других меньшинств, годовой доход компании и прочее. Все эти данные о компаниях всего мира можно найти на юридических сайтах в Интернете.

Каждый бизнес имеет свою специфику и особенности. В юридическом мире главным ядром, вокруг которого все функционирует, является закон – само правило, которое и диктует черты, необходимые для того, чтобы его защищать.

Общая глобализация мирового рынка отразилась и на его юридическом секторе, сделав его более открытым и разветвленным, а компании – более технологичными и доступными практически из любой точки земного шара.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2011