• Автор:
    Александр Степановский

Fotolia 201572759 XS1

В Беларуси государство уже достаточно давно и плотно опекает юристов. Представляется, что в некоторых случаях это полезно как для юридического сообщества, так и для клиентов. В некоторых же случаях, на наш взгляд, это тормозит развитие юридического рынка. Остановимся подробнее на этом.

Государственное регулирование, в частности, осуществляется посредством:

  • аттестации юристов, оказывающих юридические услуги;
  • лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги;
  • разграничения сфер деятельности юристов и адвокатов;
  • издания Правил профессиональной этики юристов;
  • регистрации цен на оказываемые юридические услуги местным клиентам.

Какие же требования предъявляются государством к лицам, которые могут заниматься на территории Беларуси оказанием юридических услуг?

Аттестация юристов

  • Свидетельство об аттестации юриста выдается только гражданам Республики Беларусь;
  • Высшее юридическое образование;
  • Трехлетний стаж работы по специальности.

Оказывать услуги, т.е. представлять интересы клиентов в хозяйственных судах, давать заключения, предоставлять консультации клиентам, проводить юридическую экспертизу документов могут только юристы, имеющие соответствующее свидетельство об аттестации юриста. Юридическое сообщество положительно воспринимает данное требование законодательства, т.к. таким образом государство эффективно влияет на профессиональный уровень лиц, оказывающих юридические услуги. Кроме того, с рынка вытесняются «серые» юристы, которые нелегально оказывают клиентам услуги.

Тем не менее, требование о гражданстве, на наш взгляд, является дискриминационным, т.к. не-граждане Беларуси не могут получить свидетельство об аттестации, и, соответственно, оказывать услуги клиентам. Полагаем, что гражданство не имеет отношения к качеству оказываемых услуг. Кроме того, компании, которые собираются открывать свои офисы на территории Беларуси, должны учитывать, что им придется нанимать квалифицированных сотрудников из числа аттестованных лиц, что будет непросто.

Лицензирование юридических фирм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги

Для получения лицензии юридическая фирма должна выполнить следующие требования:

  • Штат юридической фирмы (за исключением технического и вспомогательного персонала), включая руководителя и заместителей руководителя, должен состоять из лиц, имеющих юридическое образование.
  • Необходимо иметь минимум 2 юристов в штате, имеющих Свидетельство об аттестации юриста, выдаваемое Министерством юстиции Республики Беларусь;
  • Необходимо иметь в штате технический и вспомогательный персонал;
  • Необходимо иметь технические средства и место для оказания юридических услуг.

Как следует из вышеизложенного, к юридическому лицу, претендующему на получение лицензии на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг, предъявляются достаточно жесткие требования. С одной стороны, данные требования помогают концентрироваться именно на юридических услугах, с другой стороны, интегрировать в состав юридической фирмы аудиторов, оценщиков, переводчиков и пр. консультантов, которые могут оказывать существенную поддержку в ведении юридического бизнеса, практически невозможно, т.к. штат должен состоять из лиц, имеющих юридическое образование.

Кроме того, юридические фирмы и предприниматели должны вести журнал учета договоров на оказание юридических услуг, а также ежегодно предоставлять в Министерство юстиции отчет об оказанных юридических услугах, что довольно серьезно отвлекает от работы. По результатам отчетности Министерство юстиции Беларуси уже второй год будет проводить конкурс (рейтинг) на лучшую юридическую фирму и индивидуального предпринимателя, оказывающего юридические услуги.

Разграничения сфер деятельности юристов и адвокатов

Деятельность юридической фирмы может быть направлена только на оказание услуг по вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридических лиц; предпринимательской деятельностью физических лиц, в том числе предоставлением консультаций и разъяснений, подготовкой и экспертизой документов; представлением интересов заказчиков в хозяйственных, международных арбитражных (третейских) судах. Таким образом, все остальные вопросы относятся к компетенции адвокатов.

К сожалению, юристы, имеющие лицензию на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг, также не могут представлять интересы своих клиентов в общих судах по трудовым и административным спорам. Безусловно, это довольно серьезное препятствие для качественного обслуживания клиентов.

Правила профессиональной этики

В настоящее время, Правила профессиональной этики лиц, оказывающих юридические услуги, утверждены Министерством юстиции.

Правилами регулируются, в частности, отношения между юристами и клиентами, отношения между юристами, вопросы конфиденциальности, представления интересов клиентов в суде и пр.

Хотя данные Правила и несовершенны, но нельзя не признать их положительного влияния на юридическое сообщество в Беларуси, поскольку это помогает решать многие спорные и щепетильные вопросы, возникающие в практике оказания юридических услуг.

Нарушение Правил профессиональной этики может являться основанием для лишения свидетельства об аттестации юриста, и уже есть случаи лишения свидетельств за нарушения Правил. С другой стороны, поскольку решение о лишении свидетельства принимает Министерство юстиции, есть своеобразный «рычаг давления» на неудобных юристов путем направления жалоб в министерство. К сожалению, такие случаи также имеют место в настоящее время.

Регистрация цен на оказываемые юридические услуги местным клиентам

Законодательство требует регистрировать цены на оказываемые юридические услуги местным клиентам в уполномоченных органах по ценам. При этом в органы ценообразования нужно предоставить калькуляцию с подробным указанием всех статей расходов, что сделать довольно затруднительно. Кроме того, зарегистрировать дифференцированные в зависимости от квалификации юристов цены практически невозможно. Также практически невозможно зарегистрировать цены, превышающие сумму в 100 долларов США. Данная ситуация, на наш взгляд, тормозит развитие юридического рынка, формирование сильных юридических фирм, а также искажает реальную ценность юридических услуг, поскольку на самом деле в работе с местными клиентами юристы все же ориентируются на цены, которые они выставляют иностранным клиентам, по которым никаких ограничений в вопросах ценообразования нет.

Исходя из вышеизложенного, следует, что государственное регулирование имеет свои положительные моменты и оно, безусловно, должно быть. Но критериями государственного регулирования должны быть не жесткая опека и наказание за малейшее нарушение, а разумность, направленность на поддержание и развитие рынка юридических услуг.

Опубликовано в журнале ЮБ №01-2008