На этот актуальный вопрос отвечает в своей статье Елена Артюх, генеральный директор юридической фирмы «ЛЕВЪ».

Требования рынка юридических услуг к современному специалисту, желающему работать в юридической (консалтинговой) компании, определяются собственно состоянием рынка, а также сферой деятельности компании; типом клиентов компании и кругом задач, которые клиенты предполагают решать с помощью юристов.

В современном состоянии экономики практически не осталось сколько-нибудь серьезных предпринимателей, которые бы не осознавали ценность юридических знаний, практического юридического опыта и необходимости правового сопровождения различных процессов в деятельности своего предприятия.

Все чаще потенциальные клиенты юридической фирмы готовы обращаться к консультантам не только за помощью в решении уже возникшей проблемы, но и с целью профилактики ее возникновения.

При этом многие руководители и главные специалисты наших клиентов и сами обладают элементарным набором юридических знаний (правда, почти всегда эти знания не системны). Кроме того, у многих действительных и потенциальных клиентов есть собственные юридические службы.

Таким образом, современный клиент нуждается в контакте с высококвалифицированным, эрудированным и интеллигентным юристом.

В случае, когда юридическая фирма (или консалтинговая группа) является универсальным консультантом, как правило, внутри фирмы существует отраслевое деление на отделы. Юристы в отделах должны быть узкими специалистами для того, чтобы решать задачи клиентов в сфере деятельности отдела. В то же время отраслевые юристы должны достаточно хорошо ориентироваться в законодательстве в целом, особенно в смежных отраслях, чтобы при постановке задачи клиентом или при ее решении видеть проблему и возможные последствия достаточно широко. И, следовательно, предложить клиенту адекватные способы защиты.

Так, практически всегда клиент интересуется налоговыми последствиями сделок и процедур. Но даже если он и не спрашивает об этом напрямую, я считаю, что юрист обязан проинформировать клиента о наиболее существенных последствиях. Поэтому без элементарных знаний в сфере налогообложения – не обойтись.

Важно, чтобы юрист в ходе беседы умел из потока сведений, которые ему сообщает клиент, вычленить главные факты, имеющие юридическое значение.

Важно помочь клиенту сформулировать задачу, правильно определить оптимальный набор документов и информации, которые необходимо запросить у клиента для решения его проблемы.

Часто уже в процессе постановки задачи часть ее удается решить.

Для качественного проведения переговоров с клиентами и его контрагентами (с так называемой «противной стороной»), с чиновниками (при представлении интересов клиента в различных государственных и муниципальных органах), конечно же, необходимо владеть искусством переговоров, ораторским искусством, искусством аргументации; владеть приемами логики. Без этого просто невозможно обойтись.

Кроме широкого круга правовых знаний современный юрист непременно должен обладать достаточной степенью познаний в области экономики и бухгалтерского учета. Для оценки деятельности и состояния предприятия-клиента нужно уметь «читать» баланс, налоговые декларации, другие документы бухгалтерской и налоговой отчетности. Нужно знать важнейшие экономические категории.

Все чаще в работе юриста требуется знание иностранного языка – как общеразговорного, так и профессиональной лексики.
Очень часто клиентами юридических фирм являются предприятия, имеющие собственные юридические службы, руководителей с юридическим образованием и т.п.

При этом и такие предприятия нуждаются в услугах юридической фирмы по вопросам, требующим узкой юридической специализации (например, правовое сопровождение государственной регистрации выпусков акций), т.к. собственных специалистов в этой сфере у компании нет. Или клиенту требуется комплексное правовое сопровождение какого-либо дела, и он не может обойтись только собственными силами (правовое сопровождение процедур банкротства, организации нового бизнеса). В таких случаях внешний юрист должен быть готов работать в команде, причем состоящей не только из коллег его юридической компании, но и из юристов и других специалистов фирмы клиента. При этом его работа часто находится под особо пристальным вниманием и подвергается профессиональному аудиту. Нужно быть к этому готовым и спокойно реагировать на критику, часто не совсем конструктивную.

Таким образом, современному юристу не помешает способность к сопротивлению стрессам.

Это качество также нужно в себе воспитывать юристу, который планирует посвятить себя ведению дел клиентов в судах.

Взвешенность, спокойствие и быстрая реакция на аргументы другой стороны и вопросы суда, способность оперативно принимать решения в условиях дефицита времени (и, часто, информации) в ходе судебного заседания, во время короткого перерыва и т.п. – важнейшие качества современного юриста.

Часто в своей работе мы сталкиваемся с тем, что клиент, беседуя с юристом и излагая свою проблему, подсознательно рассчитывает и на определенную психологическую помощь. Для установления контакта с клиентом, доверительных отношений с ним юрист должен обладать хотя бы элементарными знаниями психологии, навыками ведения переговоров.

В своей работе мы иногда сталкиваемся с тем, что начинающие специалисты негативно относятся к так называемой технической работе, считая, что юрист этим заниматься не должен.

Всем коллегам известно, как важны в нашей работе такие «мелочи», как вовремя и правильно отправленная корреспонденция, корректный и настойчивый запрос в нужный орган, высокая скорость и грамотная печать, навыки обращения с оргтехникой и информационными системами и т.п.

На мой взгляд, без навыков такой «технической» работы юристу в условиях современного рынка не прожить.

Все перечисленные качества нужны юристу, чтобы удовлетворять высоким требованиям клиента юридической фирмы.

Работодатель также крайне заинтересован в наличии все указанных качеств у своего сотрудника, который будет в состоянии решать поставленные задачи.

Кроме всего прочего, юрист должен стремиться к самообразованию и личностному росту, повышению квалификации; должен обнаружить способность и желание профессионального роста в фирме.

Таким образом, чтобы отвечать требованиям рынка и быть конкурентоспособным работником, юристу нужно все это учитывать.
Каким же образом юристу все это узнать, понять, научиться и соответствовать?

  • Во-первых, получив базовое высшее юридическое образование.
  • Во-вторых, путем самообразования.
  • В-третьих, начиная работу по юридической специальности с самых «низов» карьерной лестницы, постепенно постигая суть профессии на практике.
  • В-четвертых, повышая свою квалификацию через дополнительное образование (семинары, тренинги).

На сегодня мне неизвестны учебные заведения, которые бы готовили юристов с учетом специфики предстоящей работы в юридической фирме. В связи с этим студенту-старшекурснику, планирующему работать в юридической фирме, я бы посоветовала заранее начать готовиться к работе. Изучить существующие в городе юридические компании, выбрать лучшие, постараться пройти собеседование и попасть в фирму хотя бы в качестве практиканта. Соглашайтесь на любую работу, начиная с самой простой – курьера, помощник юриста, и приобретайте нужные навыки. Желаю всем успехов!