• Автор:
    Гленн С. Колини

audience 1677028 422

Это не так. Например, в США уже объявлено о банкротстве двух крупных, давно работающих на рынке фирм – Thelen и Heller Ehrmann. Фирмы Clifford Chance, Sonnenschein Nath & Rosenthal и Katten Muchin объявляют о масштабных увольнениях сотрудников. Только в октябре 2008 года было объявлено об увольнении более 1000 специалистов юридических фирм США.

Не лучше ситуация и в Великобритании. Более четверти из 50 ведущих фирм рассматривают возможность сокращения штатов. Уже решились на увольнения в британских офисах Hammonds, Clifford Chance, DLA Piper, Eversheds и Simmons & Simmons.

Несмотря на то, что при кризисе растут некоторые юридические практики, их доходы не могут компенсировать потерь от значительного снижения активности в практиках, связанных с недвижимостью, финансами, ценными бумагами и корпоративными сделками.

Какие основные тенденции в юридической отрасли можно выделить? Прежде всего, кризис усиливает тенденцию консолидации в юридической отрасли. Малым фирмам будет сложнее пережить кризис, чем крупным. Ведь у последних есть больше финансовых ресурсов, а также возможность для специалистов, работающих в области недвижимости или ценных бумаг, временно стать вовлеченными в проекты по более актуальному на данный период направлению, например, реструктуризации и банкротств.

Повышается значимость диверсификации, которая становится основным инструментом антикризисного менеджмента. Еще до кризиса было видно, что фирмам, оказывающим широкий спектр услуг, легче выжить, чем узкоспециализированным компаниям. Хотя, конечно, если говорить исключительно о прибыльности, может показаться, что узкая специализация лучше, особенно в высокоприбыльных отраслях (например, телекоммуникации, проектное финансирование и т. д.).

Но все большее число клиентов ожидает от фирм комплексного подхода к решению своих проблем, и поэтому они обращаются в фирму «one-stop shop», способную решить сразу целый ряд юридических вопросов. В этом свете философия нашей фирмы, которая позиционирует себя как «full-service» юридическая компания, оказывается выигрышной.

Среди других тенеденций, возникающих в юридической отрасли под влиянием кризиса, можно выделить возможное снижение стоимости услуг юридических фирм; замедление роста зарплат юристов (снижение в абсолютном выражении – маловероятно); повышение привлекательности государства как клиента для юридических фирм.

Стратегии развития международных компаний в регионах

Тенденция к консолидации на рынке, которая еще больше усиливается в условиях финансового кризиса, мотивирует нас чаще посещать мероприятия, как конференции. Мы приходим на такие мероприятия не для того, чтобы привлекать новых клиентов, а для того, чтобы найти квалифицированных местных партнеров – пообщаться с юридическими фирмами, узнать их возможности и опыт работы по различным направлениям.

Вообще, если говорить о стратегиях развития юридических фирм, то есть два основных подхода.

Первый – это практика Greenfield – открытие международной фирмой самостоятельного офиса с нуля. Именно в рамках данного подхода были открыты наши офисы в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Второй подход – Brownfield, который, в свою очередь, можно поделить на стратегию слияния или приобретения уже существующей компании в новом регионе и создание альянса. Примером стратегии слияния или приобретения, в случае с Salans, является приобретение лондонской фирмы Harris Rosenblatt & Kramer, а примером договора о сотрудничестве – альянс Salans и адвокатского бюро «Юг» из Краснодара.

В настоящий момент и в условиях кризиса продвижение в регионы эффективнее осуществлять в рамках модели Brownfield. Из-за объема российского рынка развитие компании по модели Greenfield займет слишком много времени. Население большинства региональных центров (кроме Нижнего Новгорода) составляет менее 1,5 млн. человек. Кроме того, открывать свой собственный офис с нуля очень затратно, причем в любом регионе мира. Ситуация на рынке юридических услуг за последние 15 лет также сильно изменилась. Когда мы открывали питерский офис в 1993 году – это был единственный возможный подход к развитию нашей практики в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе. Сегодня же в каждом крупном городе России всегда можно найти очень качественную, талантливую и энергичную юридическую фирму, с которой можно сотрудничать. Быстрое развитие рынка юридических услуг привело к появлению сильных местных игроков, которым сейчас принадлежит значительная доля рынка в их регионе.

Модель Brownfield приобретает особую ценность в современной «кризисной» атмосфере, поскольку международные юридические фирмы, как и другие международные фирмы, начинают бережнее относиться к затратам, временным и управленческим ресурсам.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2008