Fotolia 210495958 XS1

Эксперты говорили о важности адекватного и спокойного восприятия ситуации, управлении расходами, гибком ценообразовании и усилении клиентоориентированности.

Андрей Лунёв: Кардинальные и резкие изменения не нужны

Никаких особенных внутренних преобразований проводить не надо. Если компания имеет план стратегического развития, то есть смысл его скорректировать исключительно в части прогнозируемого снижения деловой активности в конкретных сферах экономики (банковский сектор и т. д.). В остальном следует остерегаться каких-либо кардинальных и резких внутренних изменений. Вообще, мы считаем, что любой кризис – это очень хороший шанс для того, чтобы максимально далеко продвинуться в достижении имеющихся стратегических целей. Способность адекватного восприятия ситуации и отсутствие страха перед грядущими изменениями – это наши конкурентные преимущества, которые мы будем использовать для дальнейшего развития бизнеса – особенно в условиях кризиса.

Евгений Шестаков: Повышение ценности и сокращение затрат

Любые действия, которые помогут юристам повысить свою ценность в глазах клиента, будут благодарно востребованы. Когда клиентов становится меньше, то обычно повышается сервис и гонорарная политика становится более ориентированной на клиента. В выигрышном положении будут такие компании, которые сумели, пользуясь благоприятной экономической ситуацией и большим спросом на юруслуги, реинвестировать заработанные деньги в современные технологии, европейский менеджмент, контроль качества, программу лояльности, подготовку профессионального кадрового состава.

Крупным юридическим фирмам все же придется сокращать затраты, пересмотреть стратегию развития, скорректировав ее под меньшую динамику роста доходов. К примеру, мы уже отказались от приобретения нового большого офиса, так как ситуация с кредитованием бизнеса изменилась в худшую сторону, да и мы не хотим попадать в зависимость в сложившейся непростой ситуации.

Эксперты
Андрей Лунёв, генеральный директор волгоградской фирмы «Региональная правовая компания»
•Светлана Корабель, управляющий партнер юридического агентства «ЮС КОГЕНС»
•Андрей Зеленин, партнер фирмы Lidings
•Евгений Шестаков, управляющий партнер фирмы «Интеллект-С»
•Федор Кравченко, управляющий партнер Коллегии юристов СМИ
•Анастасия Ольговская, директор фирмы «Интерконсалт. Юридические конторы»
•Максим Богомолов, управляющий партнер фирмы «ЮСБ Консалтинг»
•Юрий Березин, директор пятигорского офиса «Центр правового обслуживания»

Светлана Корабель: Нужно увеличивать число клиентов

Нужно менять условия оплаты и стремиться к максимальному удовлетворению клиентов. В кризисные времена нужно сфокусироваться на наращивании количества клиентов.

Андрей Зеленин: Перераспределение юристов

Необходимо развивать актуальные направления услуг, наиболее востребованные клиентами. Юристов из практик, подвергшихся наибольшему влиянию кризиса, нужно переключить на проекты иного рода либо переориентировать на активную PR-деятельность.

Федор Кравченко: Чуткость к клиентам

От некоторых американских коллег мы слышали, что у клиентов в такие времена вызывает раздражение излишняя роскошь, обилие секретарей, дорогие интерьеры и т.д. Клиент понимает, что он оплачивает не только профессиональные услуги, но и часть этой красоты. Аскетический стиль может оказаться более востребованным, чем показное барокко.

Нужно быть чутким к ощущениям расходов у клиента. Кто-то начинает болезненно воспринимать регулярные, постоянные расходы, но готов без проблем оплачивать проектную работу. Некоторые, наоборот, четко планируют свои расходы, готовы отказаться от труднопрогнозируемых затрат в обмен на понятные регулярные траты. Но закономерности нет. Тут нужно обращать внимание на подход клиента к расходам, его логику, то, как он подходит к экономии. Я уверен, что испытывающие временные трудности клиенты высоко оценят любые дружеские шаги со стороны своих юристов. Это будет по достоинству вознаграждено, когда хорошие времена вернутся. Будут цениться юристы, которые покажут клиентам, что они не такие жесткие кредиторы, как банки, и готовы делить их тяжелую долю в трудные времена. Готовы отказаться от прибыли, работая на грани себестоимости, в то время, когда прибыли нет у клиента, рассчитывая на то, что при возвращении стабильности тарифы увеличатся и компенсируют потерю прибыли в кризисные времена. Это может стать одной из самых выгодных инвестиций для юридических фирм.

Анастасия Ольговская: Ускорение запланированных изменений

Что касается очень небольшой юридической компании, несомненно, на первом месте – снижение затрат, без которых можно безболезненно обойтись. Это, пожалуй, единственный шаг, который напрямую связан с финансовым кризисом. В остальном – повышение уровня сервиса, изменение финансовых условий в отношениях с клиентами и т.д., как нам кажется – это абсолютно нормальные и адекватные процессы для компании в любые времена. Курс развития, поставленный нашей компанией, не изменился. Возможно, даже ускорится темп приведения в жизнь поставленных целей, что будет означать только плюсы, а не минусы в период кризиса.

Максим Богомолов: Экономия и предложение новых продуктов

Мы сократили штат за счет младшего персонала и отказались от части арендованных площадей. Перераспределили юристов внутри практик, исходя из изменения в спросе. А также подготовили ряд новых продуктов на основе риск-менеджмента.

Юрий Березин: Работать на перспективу

Мы стараемся работать таким образом, чтобы внешний кризис не стал для нас непреодолимым препятствием. Лучший способ избежать кризисных явлений в организации – всегда работать на перспективу, привлекать новых клиентов, продвигать бренд фирмы, повышать уровень сервиса. Имеет смысл выходить на новые рынки, продвигать фирму на районном и муниципальном уровне. Ведь кризис затронет не только крупные города, но и райцентры, мелкие города, сельские поселения, где практически нет квалифицированных юристов, и возникающие проблемы невозможно будет решить без помощи профессиональных юридических фирм. Можно использовать такие методы, как адресная рассылка, личные встречи с руководителями предприятий, представителями местной власти с целью продвижения услуг.

Опубликовано в журнале Юридический бизнес, 2008