Clifford Chance известна далеко за пределами правового рынка. По оценкам специалистов, она входит в 500 ведущих коммерческих структур Великобритании. При этом 80 % юристов фирмы практикуют за пределами Соединенного Королевства. Clifford Chance имеет филиалы в 19 странах, включая Китай, Нидерланды, Испанию, Францию, Германию, Россию, Бельгию и др.

Стратегия глобализации и повышения рентабельности

В своем недавнем докладе управляющий партнер Дэвид Чайлдс охарактеризовал стратегию фирмы как «осторожное расширение». В 1990-х Clifford Chance, как и многие ее конкуренты, начала быструю и плохо контролируемую экспансию в другие страны. Однако такой подход привел к тому, что фирма начала терять деньги. Сейчас руководство полностью пересмотрело свою стратегию в данном направлении и делает упор не столько на количественный, сколько на качественный рост.

В Западной Европе Clifford Chance давно уже имеет репутацию солидного и надежного партнера. Однако рост западноевропейского правового рынка далеко не так четко выражен, как в Китае, Индии и странах Восточной Европы, поэтому в настоящий момент фирма сосредотачивает немало усилий именно на этих направлениях.

В значительной степени успешный выход на зарубежные рынки стал возможным за счет удачной стратегии повышения рентабельности компании. Английские юридические фирмы традиционно проигрывали американцам в этом вопросе. Большие затраты и – нередко – отсутствие мотивации для партнеров стали причиной более низких показателей прибыли на одного юриста и партнера. Clifford Chance не была исключением. Так, например, в 2005 году в американской фирме Wachtell на одного партнера пришлось 3,5 миллиона долларов, а в Clifford Chance – 1,8 миллиона.

В течение последних нескольких лет фирма прикладывает значительные усилия, чтобы исправить ситуацию. В 2006 году прибыль, приходящаяся на одного партнера, возросла на 25%. Впервые за историю фирмы она перешагнула отметку в 1 млн. фунтов стерлингов и достигла 1 015 000 (2,05 млн. долларов).

В деле снижения издержек Clifford Chance работает в трех направлениях:

1) В 2004 году фирма закрыла целый ряд убыточных офисов за рубежом. Были установлены планы по прибыльности, и те подразделения, которые не смогли достичь нужных показателей, были ликвидированы – например, калифорнийский и берлинский офисы.

2) Clifford Chance по максимуму централизовала службу IT, а также управление персоналом и недвижимостью. Издержки подобного рода тут же сократились, так как удалось избежать дублирования функций в различных офисах.

3) Ведение многих операций – таких как составление сопроводительных документов и аудит – было переведено в Индию в порядке аутсорсинга. Когда-то в офисе Clifford Chance, расположенном в Дели, было всего 30 штатных сотрудников. Сейчас эта цифра возросла в десять раз. В составе индийского подразделения работают два приехавших из Англии менеджера – руководитель бухгалтерии и IT-департамента. Все остальные служащие были набраны из числа местных специалистов. По словам руководителя Clifford Chance Дэвида Чайлдса, благодаря этой инициативе в течение следующих трех лет фирма сможет сэкономить 60 млн. долларов.

Покорение Америки

После Европы США являются вторым по привлекательности правовым рынком в мире. Но, несмотря на очевидные успехи в деле международной экспансии, Clifford Chance долгое время не удавалось найти в Америке свое место под солнцем.

Семь лет назад компания слилась с американской Rogers & Wells. Однако разница в деловой культуре и системе компенсаций привела к возникновению серьезных проблем. Почти все ключевые партнеры американского отделения покинули фирму и увели с собой многих важных клиентов.

Слияние с сан-францисской Brobeck Phleger & Harrison также было крайне неудачным: кредиторы фирмы подали в суд, и Clifford Chance пришлось иметь дело с прошлыми долгами фирмы.

Крупные финансовые успехи 2006 года придали руководству Clifford Chance уверенности в своих силах. Оно провозгласило амбициозные намерения превратить компанию в безусловного мирового лидера, в том числе и на американском правовом рынке.

Было решено существенно расширить сферы деятельности. По словам управляющего партнера по США Крэйга Медвика, особый упор будет сделан на сделки по слиянию и поглощению в Нью-Йорке.

Помимо Нью-Йоркского офиса Clifford Chance открыла подразделение в Вашингтоне – весьма нетипичном для иностранных фирм городе. Однако специалисты положительно оценивают такой шаг. Как сказал Уорд Бауер из фирмы Altman Weil, занимающейся менеджерским консалтингом юридических фирм, «Clifford Chance, наконец, осознала, что если они хотят стать серьезным игроком на правовом рынке США, то им совершенно необходимо иметь представительства в Нью-Йорке, Вашингтоне и Калифорнии».

Если несколько лет назад доля американских операций в доходе Clifford Chance составляла 8%, то на сегодняшний день этот показатель составляет почти 10%.
Однако американцы по-прежнему скептически относятся к громким заявлениям Clifford Chance. Как сказал один из партнеров солидной адвокатской конторы, «ни одна английская юридическая фирма не добилась существенного успеха в США, и я не вижу, почему Clifford Chance должна нарушить традицию».

Кадровый вопрос является одним из важных ограничительных факторов для расширения на рынке США. Между английской и американской системой ведения бизнеса существует огромная разница. Например, обычно англичане уходят на пенсию в 55 лет, тогда как американские адвокаты только в возрасте 55-65 лет достигают пика своей карьеры. Сюда же можно отнести систему «локстеп» (Lockstep), принятую в Clifford Chance, – согласно ей, всем нанимаемым юристам присваивается разряд, который повышается с течением времени. Чем он выше, тем большую зарплату получает сотрудник. Высший разряд – это партнерская позиция.

Как сказал один из источников в США: «Какой смысл идти на зарплату в 2 миллиона долларов по «локстеп», если, работая на вольных хлебах с солидными клиентами, можно заработать от пяти до шести миллионов? Если Clifford Chance сохранит эту систему, у нее никогда не получится пробиться на американском рынке, потому что она предлагает слишком маленькие деньги, которые не способны привлечь серьезных специалистов».

Курс на повышение удовлетворенности юристов

Другой причиной быстрого улучшения финансовых показателей Clifford Chance стал тот факт, что фирма взяла курс на повышения удовлетворенности своих сотрудников – особенно рядовых юристов.

В 2002 году журнал The American Lawyer опубликовал результаты опроса юристов ведущих фирм мира по степени удовлетворенности своим местом работы. Clifford Chance была в этом списке последней, набрав 2,74 балла из пяти возможных.

Сотрудники критически отозвались о компании буквально по всем возможным показателям: начиная от обучения новичков и кончая качеством взаимодействия с руководством. Самым больным вопросом была бешеная гонка за закрываемыми проектными часами: юристам нужно было отрабатывать как минимум 2 420 часов в год.

Масла в огонь подлило и то, что письмо сотрудников нью-йоркского офиса, в котором содержались серьезные претензии к партнерам Clifford Chance, каким-то образом попало на страницы Financial Times. Руководство фирмы было в шоке. К чести фирмы тогдашний управляющей Питер Корнелл быстро отреагировал на события и сделал все, чтобы решить возникшие проблемы.

В настоящее время фирма значительно снизила требования по минимальному количеству проектных часов. Были сформированы специальные комитеты, работающие с жалобами сотрудников, и разработана более адекватная система оценки труда. Партнерам также вменили в обязанность обучать своих младших коллег и оказывать им всевозможное содействие.

Уже на следующий год по результатам аналогичного опроса Clifford Chance улучшила свои показатели на 24%, став фирмой с наивысшей положительной динамикой. В 2007 году ей было отведено 29-е место по степени удовлетворенности юристов своей компанией.

Система оплаты труда

Большинство английских фирм использует систему локстеп для продвижения юристов по карьерной лестнице – такое положение дел не менялось веками. В отличие от англичан, американцы проповедуют принцип «сколько наработал, столько и съел», в основе которого лежат личные достижения каждого сотрудника.

В результате у американских специалистов гораздо больше причин для работы «на все сто». Партнеры находятся в еще более выгодной ситуации, так как у них отсутствуют ограничения на максимально возможный уровень зарплаты. Как следствие, талантливые американские юристы зарабатывают суммы, которые и не снились их английским коллегам.

Многие юридические фирмы Великобритании вплотную подошли к тому, чтобы отказаться от практики локстепа. Однако Clifford Chance пока не собирается менять традиционную систему. Руководство объясняет это тем, что сочетание персональных премий и вознаграждения за стаж по-прежнему является самым лучшим мотивирующим фактором.

Так, бонусы, выплачиваемые сотруднику через полгода работы на фирму, могут составлять 20-40% от оклада. Причем их размер в большой степени зависит от таких показателей как количество проектных часов, работы на благо компании и комплексного рейтинга юриста, отражающего его профессионализм. При этом максимальные размеры бонусов ограничиваются лимитами в зависимости от стажа.

Идеальных фирм, как известно, не существует, но, несмотря на все вышесказанное, можно утверждать, что Clifford Chance является весьма привлекательным местом для работы, так как она предлагает самые крупные и интересные проекты, конкурентоспособную зарплату и дополнительные социальные бонусы.

Статья опубликована в № 09/2007 журнала «Юридический бизнес»