Многие адвокатские конторы пытаются подражать White & Case и один за другим открывают подразделения за рубежом, но в самой фирме наличие большого количества филиалов не считают критерием успеха. Основными задачами, которые ставит перед собой руководство White & Case, являются эффективное управление и координация работы всех подразделений компании.

Истоки

White & Case была образована в 1901 году двумя выходцами с Уолл Стрит – Дж. ДюПраттом Уайтом и Джорджем Б. Кейсом. Оба были совсем молодыми: на тот момент Уайту исполнился 31 год, а Кейсу – 28. Причем Уайт даже не был адвокатом: у него не было соответствующего образования, и прежде, чем организовать свою компанию, он работал помощником в юридической фирме. Кейс, напротив, окончил престижную Колумбийскую правовую школу. Секрет их успеха имел несколько аспектов: с одной стороны – энтузиазм основателей, с другой – отход от консервативного стиля работы. Не последнюю роль сыграла и дружба Уайта и Кейса с Гарри Дэвидсоном, одним из наиболее влиятельных финансистов того времени и основателем финансового гиганта J.P. Morgan & Co.

Обслужив несколько крупных банковских сделок, White & Case быстро зарекомендовала себя на рынке. Банковское право до сих пор остается ключевым направлением фирмы – в настоящий момент ее клиентами являются более 100 банков по всему миру.

Во время первой мировой войны White & Case получила возможность серьезно упрочить свое положение. Британское и французское правительства наняли J.P. Morgan & Co. для закупки военной продукции в США. Приобретение примерно половины всего американского вооружения и амуниции было осуществлено через White & Case. К концу войны оборот по этим сделкам достиг 3-х миллиардов долларов. В знак признательности за оказанные услуги французское правительство сделало ДюПратта Уайта кавалером ордена Почетного Легиона.

Первое зарубежное подразделение White & Case было основано в конце двадцатых годов в Париже. Во время немецкой оккупации его пришлось закрыть, но руководство возобновило деятельность офиса в 1960 году. С тех пор и началась глобальная экспансия фирмы, которая продолжается по настоящее время.

Стратегия международной экспансии

Расширение деятельности на мировой арене с самого начала было одной из приоритетных задач White & Case. Она была одной из первых иностранных юридических фирм, открывших офисы в Китае и других азиатских странах, а также в Латинской Америке и Восточной Европе.

Особенностью глобальной стратегии фирмы стала помощь правительствам развивающихся стран и компаниям, находящимся в их собственности. По сути, такой подход создает для фирмы новые рынки. Решение правовых вопросов на высшем уровне позволяло зарекомендовать себя в глазах потенциальных клиентов, а способствование развитию правовой культуры на местах порождало спрос на услуги White & Case.

Так, например, в начале 1990-х годов фирма консультировала различные министерства Чешской Республики по вопросам приватизации, а также активно работала по проектам, связанным с приватизацией чешских и словацких предприятий. Теперь, когда политическая и экономическая ситуация в этих странах стабилизировалась, White & Case сфокусировала свои усилия на традиционных для себя направлениях и в настоящий момент лидирует среди международных юридических фирм, работающих в Чехии и Словакии.

White & Case особенно сильна в обслуживание сделок, затрагивающих юрисдикции нескольких стран. В качестве примера можно привести рефинансирование займа индонезийского угольного гиганта PT Kaltim Prima Coal. Займ был дополнен пакетами акций, попадающими под юрисдикцию Австралии, Каймановых островов, КНР и пр. Сделка потребовала вовлечения более 20 кредиторов и была одной из крупнейших, проведенных в Индонезии за последние годы.

При интенсивной международной экспансии юридическим фирмам весьма непросто сбалансировать свои ресурсы между крупнейшими устоявшимися рынками – такими как Нью-Йорк и Лондон, и новыми «экзотическими» регионами. Специалисты считают, что увлекшись открытием филиалов в как можно большем количестве стран, White & Case несколько «оторвалась от корней».

Как говорит один из представителей фирмы, для того, чтобы быть истинно глобальной юридической компанией, прежде всего, нужно иметь сильные офисы в Нью-Йорке и Лондоне. В настоящее время доход, приходящийся на нью-йоркское и лондонское подразделения White & Case, составляет 37% от общей выручки, и руководство планирует довести этот показатель до 50%. Судя по всему, у фирмы есть потенциал для реализации такой задачи.

Структурные преобразования

Последние несколько лет развитие фирмы проходит под знаком внутренних реформ. Бывший глава White & Case Дюан Д. Уолл, ставший инициатором этого движения, отмечает: «Мы должны консолидировать усилия всех наших офисов для того, чтобы повышать прибыль и привлекать более крупных клиентов. Это является самой приоритетной задачей фирмы».

Он признается, что изначально White & Case открывала филиалы везде, где существовали потенциальные клиенты, и мало заботилась о том, как все эти офисы смогут сотрудничать между собой. Предполагалось, что юристы зарубежных подразделений будут работать на своих местных рынках, и в результате управление каждым филиалом было сориентировано на его собственные нужды.

В условиях, когда число международных сделок постоянно растет, такая структура имела существенные ограничения. Взаимодействие между отдельными филиалами было налажено слабо, и все коммуникации проходили через подразделения в Нью-Йорке и Лондоне. Понятное дело, что это отнимало массу времени и сил у головных офисов. Столкнувшись с подобными проблемами, White & Case начала перестраивать структуру фирмы с таким расчетом, чтобы управление строилось вокруг отдельных направлений работы – проектного финансирования, банковского права, судебных разбирательств и т.п.

Очевидно, что необходимость управлять разветвленной структурой офисов требует дополнительных затрат, что снижает прибыльность фирмы. «Мы должны доказать и себе, и другим участникам рынка, что фирмы, подобные White & Case, могут приносить большую прибыль, – говорит Уолл. – Может быть, мы будем отставать по этому показателю от Wachtell, Lipton, Rosen & Katz и Cravath, Swaine & Moore, которые концентрируются в основном на американских и английских клиентах. Но, тем не менее, мы должны быть достаточно прибыльными, чтобы стать привлекательными для всех участников рынка».

Очевидно, что политику структурных преобразований будет продолжать и новый глава фирмы Хью Веррье, выбранный на пост председателя этим летом.

Несколько месяцев назад прежняя двухуровневая система топ-менеджмента (председатель и совет партнеров) заменилась на трехуровневую: был создан исполнительный комитет, состоящий из главы фирмы и трех назначаемых им партнеров. Большую часть времени эта новая структура будет посвящать решению управленческих задач, связанных с расширением бизнеса и интеграцией офисов фирмы. При этом за советом партнеров закрепились вопросы юридической практики, приглашение партнеров извне и продвижение нанимаемых юристов на партнерские должности.

Потребность в больших клиентах

Традиционно White & Case обслуживает так называемый «средний рынок» – проекты в области корпоративного права со стоимостью сделок до 100 млн. долларов. Самые крупные проекты фирмы не превышают 6-10 млрд. долларов (для сравнения: в одной из ведущих американских фирм Sullivan & Cromwell нередко обслуживаются сделки стоимостью до 70 млрд. долларов).

По словам руководства White & Case, фирма стремится не зависеть от прихотей клиентов и потому активно наращивает клиентскую базу. В итоге доход от одного заказчика никогда не превышает 5 % от общей прибыли. С одной стороны, эта стратегия более чем оправдана и позволяет фирме подстраховывать себя на случай каких-либо проблем с клиентами. С другой стороны, она обрекает White & Case на постоянный поиск новых заказчиков.

В настоящее время фирма планирует установить долгосрочные связи с 20 крупнейшими компаниями, которые заинтересованы в поддержке своих интересов по всему миру. Для достижения этой цели были опробованы различные формы взаимоотношений с клиентами. Недавно White & Case предписала двум членам совета партнеров заняться установлением взаимоотношений с четырьмя потенциальными клиентами такого типа. Также была внедрена программа «клиентских звонков», в рамках которой проводятся регулярные опросы заказчиков об их потребностях и степени удовлетворенности проделанной работой.

Несмотря на глобальные изменения в правовом поле, самые крупные американские юридические фирмы так и остались в «зоне комфорта» хорошо знакомого им местного рынка. Тем не менее, White & Case пошла по пути активного международного роста. Многие специалисты критикуют такой подход, так как он размывает прибыльность фирмы. Однако руководство White & Case, напротив, считает данную стратегию более чем оправданной, так как она позволяет соответствовать стратегии глобализации клиентов.

Статья опубликована в № 11/2007 журнала "Юридический бизнес"