Жизнь за пределами Лондона: как юридические фирмы снижают издержки

17. 03. 20
posted by: Super User
Просмотров: 417
  • Автор:
    Ольга Дмитриева

Клиенты не оставляют юристам иного выбора: это объяснение актуального британского тренда – «ветвления» юридических офисов вне Лондона – лежит на поверхности. Следуя клиентскому требованию «стоить меньше», крупные компании выставляют свои лоукост-посты на периферии.

Клиенты не оставляют юристам иного выбора: это объяснение актуального британского тренда – «ветвления» юридических офисов вне Лондона – лежит на поверхности. Следуя клиентскому требованию «стоить меньше», крупные компании выставляют свои лоукост-посты на периферии.

Этим летом, к примеру, компания Ashurst объявила, что открывает в Глазго офис со штатом в сто пятьдесят человек, при этом значительно урезая количество своих юристов в лондонском отделении. А если фирма сможет увеличить число сотрудников до трехсот человек, то получит от правительства Великобритании 2,4 млн фунтов стерлингов в виде субсидии в течение следующих пяти лет.

Решение открыть офис в Шотландии было принято после того, как Royal Bank of Scotland (RBS), один из главных клиентов Ashurst, в последнем своем обзоре особо подчеркнул важность аутсорсинга и готовности юридических фирм к нему.

Надо сказать, что многочисленные призывы к релокации и привлечению кадров из провинции звучали еще в посткризисном 2009 году. Например, Саймон Доддс (Simon Dodds), глава комплаенс-практики Deutsche Bank, в своем выступлении на Legal Week Conference открыто говорил о необходимости смены бизнес-модели, в особенности для фирм «магического круга» (крупнейшие юридические фирмы Лондона).

Лондонский офис – престижно, но невыгодно

Фирма K&L Gates объявила о запуске программы по оптимизации расходов на содержание недвижимости. Предполагается, что данный шаг способствует выходу из кризиса, в котором оказалось центральное отделение фирмы в этом году.

Все дело в том, что цены на аренду недвижимости в Лондоне в течение последних лет стабильно растут. В результате за девять месяцев 2013 года расходы фирмы на содержание 100 000 кв. м офисного пространства составили 7,4 млн фунтов стерлингов, что эквивалентно пятой части всего годового оборота компании (36 млн фунтов стерлингов). При этом доход в течение последних лет составлял всего 10% от оборота. В этом году лондонское подразделение фирмы отчиталось об убытке в 1,7 млн фунтов стерлингов и все по причине вновь подорожавшей недвижимости.

Как отмечают управляющие партнеры, они будут искать пути более эффективной организации работы в условиях уменьшенного офисного пространства. Для этих целей, в частности, предполагается отказаться от 12 000 кв. м арендуемой площади. Если принять в расчет, что в настоящий момент вся эта территория так или иначе используется сотрудниками K&L Gates, не исключено, что программа оптимизации офисного пространства будет сопровождаться увольнениями.

С проблемой увеличения стоимости аренды за последние годы сталкивались практически все крупнейшие юридические фирмы Великобритании. Причина в каждом случае одинакова – цены за использование офисных площадей растут быстрее, чем доходность фирм. В результате многие юридические компании все чаще открывают свои представительства на окраинах Лондона либо вообще переносят их в близлежащие города.

Давление на рынок росло по всем направлениям, и по жесткости давления лидировали именно банки. Тот же Deutsche Bank в 2010 году поставил перед юридическими фирмами-партнерами условие – максимально использовать возможности LPO (Legal Process Outsourcing – аутсорсинг юридических услуг).

В рамках исследования, проведенного журналом Legal Week, выяснилось, что пятнадцать из тридцати крупнейших фирм Лондона либо имеют постоянные контрактные отношения с LPO, либо создали свои подразделения подобного рода. Еще несколько фирм, к примеру, Norton Rose Fulbright и SJ Berwin, серьезно рассматривают данную возможность.

По сути, первопроходцем в этой сфере стала компания Clifford Chance: в 2007 году в рамках своего подразделения в Дели она создала группу из четырех человек, отвечающую преимущественно за сопроводительную документацию. Тогда сложно было представить, что со временем штат департамента вырастет до пятидесяти специалистов, а финансовый кризис, в свою очередь, породит не просто волну имитаторов, а новый тренд на рынке.

Первая волна LPO носила оффшорный характер. Исследование, проведенное журналом Legal Week среди тридцати крупнейших юридических фирм Лондона, к концу 2009 года показало, что восемь из них так или иначе используют аутсорсинг в своей деятельности. Среди них были такие фирмы, как Allen & Overy (A&O), Eversheds, Lovells, Pinsent Masons и Simmons & Simmons.

В 2010 году компания Addleshaw Goddard объявила о создании LPO на британской земле, в Манчестере, под именем TST (Transactional Services Team), по сути, положив начало второй, национальной волне аутсорсинга. Причина «возвращения домой» заключалась в отсутствии у клиента связи с исполнителем, а также, по мнению главы TST Эндрю Чемберлена (Andrew Chamberlain), в отсутствии середины между дорогой, лондонской и дешевой, заграничной услугой.

В 2011 году две крупные фирмы из Сити повторили шаг Addleshaw с той лишь разницей, что Herbert Smith и Allen & Overy при создании лоукостеров в Белфасте воспользовались поддержкой правительства Великобритании. Обе фирмы мотивировали свое нежелание работать с заграничными партнерами тем, что при подобных контрактах компания оказывается связана договоренностями со сроком действия от пяти до десяти лет, при этом не имея контроля над «средствами производства» при крайне низкой стабильности на рынке.

Тем временем игроки LPO тоже не стояли на месте. В 2012 году такие значимые фирмы, как Capita и Integreon, начали стремительно осваивать рынок, при этом делая ставки на гораздо более широкий набор услуг, предлагаемых клиентам. Рынок становился все более разнообразным, каждая отдельная компания все чаще сталкивалась с богатым выбором альтернатив, включающими как работу с третьей стороной, так и создание собственных офисов вне Лондона.

Ключевым мотивационным фактором была и остается крайне высокая цена часа работы в Сити, которая идет в разрез с интересами клиентов. Найти квалифицированные кадры вне столицы с учетом уровня образования и общей привлекательности рынка Британии оказалось не так сложно, а меньшая стоимость проживания в провинции дает возможность снизить уровень вознаграждения работников. Одновременно в рамках аффилированной структуры у фирмы сохраняется возможность контроля над качеством, а в случае юридической практики это на самом деле единственный и при этом весьма субъективно оцениваемый критерий.

Так, упомянутая в начале статьи фирма Ashurst планирует, что в штате ее отделения в Глазго из ста пятидесяти человек тридцать юридических аналитиков будут набраны непосредственно на рынке Шотландии, что позволит уменьшить число лондонских сотрудников, которым будет предложена возможность релокации. Ожидается, что уровень вознаграждений, предлагаемых новым офисом Ashurst, будет выше среднего уровня, существующего в настоящий момент на юридическом рынке Шотландии, но, естественно, ниже, чем в Лондоне. Данный факт получил смешанную оценку в прессе, так как в сложившейся ситуации правительство, по сути, субсидирует переток кадров в столичные фирмы.

Однако с точки зрения клиентов данная тенденция действительно способствует снижению издержек при неизменно высоком качестве услуг. Более того, помимо перераспределения опытных кадров, планируется и создание новых рабочих мест для выпускников вузов, что, в свою очередь, ослабит напряжение на рынке вакансий начального уровня.

 
Яндекс.Метрика