Вторник, 16, апр, 11:33

Теперь уже никто из правоведов Канады не сомневается в том, что небольшие адвокатские конторы могут успешно конкурировать с отраслевыми гигантами. Четкая специализация, высочайшее качество оказываемых услуг и скромные размеры послужили тому, что такие фирмы называют «бутиками». Нередко именно они и служат главными ориентирами на правовом рынке Канады.

В отличие от крупных адвокатских контор, фирмы-бутики не только не стремятся к расширению и охвату как можно больших отраслей права, но и делают все возможное для сохранения своих небольших размеров и узкой специализации. У них есть на то серьезная причина: маленьким компаниям гораздо легче избежать серьезных управленческих проблем, столь часто поражающих крупные фирмы. Сюда же можно отнести и вопросы корпоративной культуры – чем меньше размер компании, тем проще наладить в нем микроклимат, который будет способствовать наиболее эффективной работе.

Специалисты считают, что небольшие адвокатские конторы и в дальнейшем будут усиливать свои позиции на рынке. Для этого у фирм-бутиков них есть все предпосылки: они инвестируют большие средства в обучение персонала и информационные технологии и прикладывают немало усилий ради усовершенствования обслуживания клиентов.

К числу подобных адвокатских контор относится фирма Ridout & Maybee, чьи офисы размещаются в крупнейших городах Канады – Торонто, Оттаве и Миссиссоге – и объединяют тридцать шесть юристов.

Ridout & Maybee является одной из старейших адвокатских контор в Канаде и традиционно входит в пятерку ведущих фирм, специализирующихся в области интеллектуальной собственности. Патенты, товарные знаки, копирайт, торговые секреты и электронная коммерция – вот неполный перечень профессиональных интересов Ridout & Maybee.

Практика в области права на интеллектуальную собственность является особой отраслью. Помимо владения нормативными актами, она требует глубоких знаний в различных областях науки и техники. Поэтому многие юристы Ridout & Maybee в дополнение к юридическому образованию имеют дипломы и научные степени и по техническим специальностям. По словам руководителей фирмы, именно такое сочетание позволяет Ridout & Maybee досконально разбираться в проблемах клиентов и предлагать им весь комплекс услуг по управлению портфелем интеллектуальной собственности. При этом перечень технических областей, в рамках которых готова работать фирма, довольно широк: начиная от электроэнергетики и химического производства и заканчивая фармацевтическими и информационными технологиями.

История и стратегия

Ridout & Maybee была основана еще в 1893 году Джеймсом Эдвардом Мэйби. Традиционно деятельность фирмы была тесно связана с Канадским институтом интеллектуальной собственности, президентом которого долгие годы был сам Джэймс Мэйби, а позднее – и другие партнеры фирмы.

Оставаясь верной идее узкой специализации и небольших размеров, Ridout & Maybee активно сотрудничает с другими канадскими и зарубежными фирмами, что позволяет ей значительно расширить спектр предоставляемых услуг. Серьезным источником клиентуры является сотрудничество со всевозможными общественными организациями, занимающимися проблемами интеллектуальной собственности, – Международной ассоциацией товарных знаков, Американской Ассоциацией в области интеллектуальной собственности и многими другими.

Разумеется, успех Ridout & Maybee не дается легко. По словам ее руководства, основной трудностью является конкуренция с ведущими канадскими и международными фирмами. Специализируясь только на одном направлении права, Ridout & Maybee практически лишена возможностей так называемых перекрестных продаж, что является важным преимуществом больших компаний.

Однако партнер Маркус Галли, работающий в офисе в Оттаве, не считает, что это серьезно подтачивает позиции Ridout & Maybee. «У нас нет необходимости объединяться с «крупными игроками», – говорит он. – Универсальные фирмы смотрят на сферу интеллектуального права и видят большие деньги. Однако при этом они не понимают, что наш бизнес требует серьезных инвестиций: в квалифицированные кадры (людей с двойным или тройным высшим образованием), в информационные системы, в проведение технологических и маркетинговых исследований. Если они будут всерьез этим заниматься, то у них не будет времени на развитие клиентской базы. А у нас все это уже есть и на очень высоком уровне».

В последние годы фирма активно расширяет свою деятельность в сфере процессуального права – а это как раз область, где позиции крупных фирм традиционно сильны. Результатом такой работы стала успешная защита в 2006 году марки «Ягуар» в пятимиллионном деле против производителя чемоданов Remo Imports, который утверждал, что он первым стал использовать слово «Jaguar» применительно к своей продукции.

В своей маркетинговой стратегии Ridout & Maybee умело использует семинары и спецкурсы для потенциальных клиентов. Они могут проводиться в самой разнообразной форме: например, в виде телеконференций и бизнес-обеда. Темы, которые поднимают адвокаты фирмы, тесно переплетаются с ее практикой: «Основы права», «Коммерциализация ваших технологий: изучение судебных дел и «военные байки»» и т.п.

Корпоративная культура

Как уже было сказано, основным преимуществом, которым обладают фирмы-бутики по сравнению с крупными адвокатскими конторами, является их особая корпоративная культура. Коллегиальное принятие решений и менее формальный подход к ведению дел дают сотрудникам возможность ощутить собственную ценность, что отнюдь не маловажно для перегруженных работой юристов. Как говорит один из адвокатов фирмы: «Мне очень нравится командный дух, который царит в Ridout & Maybee. Уважение к семейным ценностям, высокая сплоченность и чувство юмора – все это присуще нашим сотрудникам. Мы – команда неординарных, оптимистичных людей, которым очень нравится то, что и как они делают».

Большая свобода в планировании и гибкость графиков дают людям возможность проявлять инициативу, а также выбирать тот объем работы, который сочетается с их стилем жизни и семейными ценностями. «Огромные прибыли и зарплаты – это, безусловно, хорошо, но они малого стоят, если сопровождаются постоянными стрессами и потерей удовольствия от того, чем ты занимаешься», – продолжает другой адвокат фирмы.

Несмотря на это, Ridout & Maybee не избежала текучести кадров. По словам руководства фирмы, уход опытных юристов из маленьких фирм является типичной для отрасли проблемой. Набравшись опыта, молодые специалисты нередко хотят попробовать себя в более крупных проектах. Иногда причина еще банальнее – деньги.

Для решения этой проблемы фирма увеличила бонусы за результаты работы. Руководство проводит частые тренинги для развития как правовых, так и маркетинговых и менеджерских навыков; организуются неформальные встречи сотрудников.

Несмотря на уход некоторых специалистов, Ridout & Maybee до сих пор удается поддерживать баланс талантов за счет опытных специалистов, приглашенных из других средних и малых фирм. Есть среди них и бывшие сотрудники крупных адвокатских контор, которые предпочли Ridout & Maybee бюрократии и формализму своей старой работы. Увеличение числа проектов по обслуживанию крупных предприятий также является важным мотивирующим фактором.

Фирма с большим уважением относится к увлечениям своих сотрудников. Так на сайте Ridout & Maybee можно найти историю адвоката Дэйвида Неллера, являющегося тренером в хоккейной команде своих сыновей; рассказы ценителя изысканных вин Уильяма Эдгара, заядлого лыжника Филипа Холланда, бегуна Джима Лэйка, актера Митча Чарнесса и книгочея и поэтессы Джанет Фурер.

В Ridout & Maybee подчеркивают, что ее команда состоит из людей с самым разным культурным багажом, интересами и мнениями. Многие из них побывали или жили в разных странах, что, несомненно, повлияло на их убеждения и профессиональные навыки. Руководство считает, что все эти факторы очень важны для гармоничной интеграции профессии в жизнь человека. Как сказал один из партнеров фирмы, «в конечном счете, это выльется в более высокую производительность и удовлетворенность клиентов».

Проект «After Hours» («После работы») как раз направлен на то, чтобы рассказать о «человеческих сторонах» адвокатов и показать их особенности. Ведь, в конечном счете, именно они и делают Ridout & Maybee уникальной.

Статья опубликована в № 12/2007 журнала «Юридический бизнес»