Вторник, 16, апр, 7:44

В обсуждении проблемы подготовки юридических специалистов важно услышать разные точки зрения, в том числе и представителей академической среды.

Кандидат юридических наук Марина Лушечкина является доцентом и координатором программы дополнительного факультативного образования для студентов юридического факультета МГУ. Кроме того, она занимает должность заместителя главного редактора журнала «Корпоративный юрист». Мы побеседовали с Мариной об образовательных проектах журнала, о ее видении проблемы недостаточной практической подготовки выпускников юридических вузов, а также о том, какова роль юридического бизнеса в ее решении.

Представители компаний часто говорят о проблеме отсутствия многих практических навыков у молодых специалистов, поступающих на работу в юридические фирмы и адвокатуру. На Ваш взгляд, это действительно так?

Такая проблема, несомненно, существует. И я уверена, что она характерна для любой сферы деятельности, а не только для юриспруденции. Ведь не случайно фраза, с которой часто обращались к выпускникам вузов, когда они приходили на работу: «А теперь забудьте все, чему вас учили в институте...», стала общей и крылатой.

Сегодня выпускнику юридического вуза не скажут «забудь», но обязательно предложат целенаправленно доучиться, и по тому, как быстро он овладеет практическими навыками, будет решаться вопрос о его профпригодности.

Это характерно не только для юридических фирм и адвокатуры, но и для юридических департаментов, для правоохранительных органов и всех других мест, где работают юристы. В каждом случае имеются свои формы такого «доучивания»: это может быть персональное наставничество, специальные семинары и курсы и пр.

Почему юридическое образование пока так и не адаптировалось к потребностям рынка? Воспринимают ли вузы недостаток практической подготовки именно как проблему?

Проблема некоторого отрыва теоретического образования (а именно оно преобладает в высшей школе) от потребностей практики, как мне кажется, из разряда вечных. Это обусловлено тем, что, во-первых, практика меняется быстрее, чем система обучения, и, во-вторых, потому что есть нюансы в самой практической деятельности, зависящие от ее вида и направленности. Юридические вузы же большей частью выпускают специалистов достаточно широкого универсального профиля.

Специализация студентов старших курсов по кафедрам в соответствии с отраслями права, распространенная в большей части вузов, носит преимущественно научный характер. К тому же, она, скорее всего, устарела в силу мощного развития права в целом и его межотраслевых институтов.

Уверена, что вузы проблему подготовки студентов к практической работе ощущают не хуже, чем юристы-практики, адекватно оценивают ее значимость и готовы искать пути ее решения. И я убеждена, что у вузов есть определенные резервы и приемлемые формы для организации и осуществления обучения студентов навыкам практической работы.

При этом нужно, конечно, понимать, что есть навыки, которым, как ни моделируй ситуацию искусственно, в стенах вуза научить проблематично или вообще невозможно, а порой и не нужно. Ведь на практике, в «полевых условиях» они прививаются легче и быстрее. А вот пробелы в теоретической подготовке в ходе практической работы устранить бывает очень трудно по одной простой причине: не хватает времени углубиться в теорию, текучка заедает... Так что нельзя недооценивать значение прочной теоретической подготовки, без которой практические навыки бессильны что-либо сделать. Это два звена одной цепи.

Существуют ли уже какие-то практические шаги, которые совместно предпринимаются академией и практикующими юристами?

Система образования уже начала вести диалог со всеми заинтересованными представителями практической юриспруденции. Так, в начале июля в Москве прошло совместное заседание двух комиссий Ассоциации юристов России (АЮР): Комиссии по вопросам деятельности адвокатуры и нотариата и Комиссии по юридическому образованию. Первую комиссию возглавляет Е.В. Семеняко, президент Федеральной палаты адвокатов РФ, вторую – А.К. Голиченков, декан юридического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

На встрече обсуждался вопрос развития профессиональной квалификации выпускников юридических вузов: какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, как важно развивать деловые навыки с точки зрения потребностей покупателей юридических услуг. Говорили мы и о профориентации выпускников: что именно студенты знают о методах ведения юридической практики, способах повышения своей профессиональной квалификации и построения карьеры. Отдельно был затронут вопрос о перспективах программ сотрудничества лидеров российского рынка юридических услуг и юридических вузов в области высшего образования и повышения квалификации молодых юристов.

В дискуссии приняли участие представители практической юриспруденции – В.А. Рудомино, старший партнер юридической фирмы «АЛРУД», А.И. Муранов, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», А.С. Еганян, управляющий партнер юридической фирмы Vegas-Lex. Свое мнение высказали также Ц.А. Шамликашвили, президент Научно-методического центра медиации и права, исполнительный директор Объединенной службы медиации при РСПП и главный редактор журнала «Медиация и право. Посредничество и примирение»; А.В. Хвощинский, управляющий партнер «ЛигалСтадис.РУ: Консалтинг и Коммуникации»; а также ваша покорная слуга – как доцент и координатор программы дополнительного факультативного образования для студентов юридического факультета МГУ и представитель журнала «Корпоративный юрист».

Встреча была очень насыщенная и оживленная. Диалог между педагогами и практиками идет на одном языке и направлен на активный поиск программ взаимовыгодного сотрудничества в деле подготовки юристов-профессионалов.

Почему журнал «Корпоративный юрист» решил принять участие в решении проблемы подготовки юридических кадров?

Я думаю, что работа в этом направлении нам, как говорится, была на роду написана. «Корпоративный юрист» – журнал предназначенный, прежде всего, для юристов-практиков, причем не только внутренних юристов, но и представителей юридического консалтинга, обслуживающего бизнес.

В любом виде практической деятельности все решают кадры – эта аксиома не устаревает. В 2006 г. мы провели первый конкурс «Лучшие юридические департаменты России». Общаясь с руководителями победивших департаментов, мы все время чувствовали их озабоченность уровнем подготовки юристов в вузах. Кроме того, мы постоянно слышали от представителей юридических фирм, что им приходится доучивать выпускников, «затачивать» под себя.

Есть и субъективный фактор, который тоже сыграл роль мотиватора: большая часть сотрудников редакции журнала окончила юридический факультет МГУ, и нам далеко небезразлично, каких юристов выпускает наша Alma mater, и как их оценивают работодатели. Мы предположили, что профессиональный журнал может многое сделать для обсуждения и решения проблемы разрыва теоретического обучения и потребностей практики, и рады, что не ошиблись.

Расскажите, пожалуйста, о ваших проектах в этом направлении.

Проектов, прямо или косвенно направленных на установление «единства теории и практики» в обучении студентов-юристов, у нас несколько.
Во-первых, журнал стал инициатором проведения нескольких круглых столов под названием «Как решить проблему нехватки квалифицированных юристов», в которых приняли участие руководители и преподаватели ведущих юридических факультетов и опытные юристы-практики. Такие круглые столы прошли на юридическом факультете МГУ, а также в рамках 3-ей и 4-ой ежегодной конференции корпоративных юристов, проводимой в Москве компанией «С-5». Состоявшееся в их рамках обсуждение дало полезный материал для улучшения профессиональной подготовки студентов.

Во-вторых, уже в первый год своего существования журнал заключил договор о сотрудничестве с юридическим факультетом МГУ. В рамках этого договора мы проводим всероссийский открытый конкурс студенческих научных работ «Путь в профессию», тематика которого максимально приближена к практике. В первом конкурсе приняли участие студенты 40 юридических вузов из 26 городов России.

За годы работы журнала мы наладили тесные контакты со многими юридическими департаментами, фирмами и адвокатскими образованиями. Благодаря этим связям на юридическом факультете МГУ была создана программа дополнительного факультативного образования для студентов, первоочередная цель которой – обучение навыкам практической работы.

Программа начала работу в 2006 г. с отдельных выступлений ведущих российских и зарубежных практикующих юристов. Так, перед студентами выступили А. Титков, в то время – руководитель юридического департамента компании «Вымпелком»; Г. Нердрум, известный в Европе адвокат и член международных коммерческих арбитражных судов, и другие юристы.

Сегодня, помимо разовых лекций, эта программа включает в себя цикл спецкурсов, которые читают ведущие юристы-практики; проведение для студентов дней открытых дверей в юридических фирмах; организацию практики и стажировок. Она также дает возможность наиболее сильным студентам посещать семинары и конференции, на которых юристы-практики обсуждают актуальные проблемы правоприменения. Эта программа стала важным дополнением к учебному плану и пользуется у студентов популярностью: несмотря на то, что все подобные занятия проводятся факультативно и их посещение – добровольное, аудитория часто бывает заполнена до отказа.

Какова роль юридических фирм и адвокатских образований в этой истории?

На самом деле без их активного и заинтересованного участия и истории бы как таковой не было. Ведущие международные и российские юридические фирмы и адвокатские образования активно вкладывают свои силы и средства в развитие различных проектов, направленных на повышение качества подготовки специалистов в юридических вузах.

К примеру, в расписании занятий юрфака МГУ, МГЮА, факультетов права МГИМО и ГУ-ВШЭ можно увидеть лекции и спецкурсы, которые читают специалисты таких компаний, как White & Case, Clifford Chance и «Линия права». Юридические компании также поддерживают разнообразные проекты для студентов, в первую очередь, конкурсы студенческих работ. Так, спонсорами конкурса «Путь в профессию» являются юридические фирмы White & Case, «Городисский и Партнеры», «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», Clifford Chance, Magisters, «МЕГАПОЛИС Лигал», GSL Law & Consulting, «Яковлев и партнеры» и многие другие.

Изучив опыт сотрудничества юридических фирм с вузами, журнал «Корпоративный юрист» решил, что такая деятельность, без сомнения, должна быть признана социально полезной, и создал специальную премию «За вклад в развитие юридического образования». Она призвана поощрять юридические фирмы, активно работающие с вузами в направлении улучшения качества подготовки специалистов высокого уровня, способных сочетать глубокую теоретическую подготовку с профессиональными практическими навыками.

Первым лауреатом этой премии стала компания White & Case, чей вклад в проведение в России конкурса им. Ф. Джессопа, а также в другие многочисленные проекты для студентов-юристов (например, открытие своей кафедры на факультете права в ГУ-ВШЭ), весьма существенен.

Трудно опровергнуть высказывание управляющего партнера этой фирмы Хью Верриера во вступлении к книге «Человек и его время», обращенное как к студентам, так и к уже состоявшимся профессионалам: «Общение с практикующими юристами – залог успешного начала карьеры, это возможность узнать, из чего состоит работа практика, что влечет за собой этот профессиональный выбор. Мастерство профессии следует передавать из поколения в поколение, и каждое новое поколение должно превосходить предыдущее – только так сохраняется и наследуется истинный профессионализм».

В этом году мы с радостью вручили премию региональным юристам – группе компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» из Екатеринбурга, активно сотрудничающей с Уральской правовой академией.

Взаимодействуете ли вы с другими вузами?

Конечно, основные силы мы направляем на сотрудничество с юридическим факультетом МГУ, поскольку нам это делать легче: мы хорошо знаем факультет изнутри, его учебный план, преподавательский корпус и выпускников, а на факультете хорошо знают журнал. У нас также был очень хороший контакт с факультетом права ГУ-ВШЭ и его прежним деканом В.А.Сивицким, перешедшим теперь на работу в Конституционный Суд РФ. Мы очень рады, что на этом факультете с этого года открылось специальное направление магистерской подготовки «Корпоративные юристы», и надеемся, что найдем общий язык с новым руководством факультета и продолжим сотрудничество.

Есть ли какие-то сложности во взаимодействии с практикующими юристами в деле совершенствования системы юридического образования?

Разумеется, наряду с положительными моментами, есть и трудности. Мы как представители высшей школы с удовлетворением принимаем критику, но только если за ней следуют конкретные предложения по улучшению юридического образования или конкретная помощь.

Однако приходится порой выслушивать огульные обвинения во всех грехах и недостатках юридического образования, которые адресуются исключительно вузам и преподавательскому корпусу. Но ведь качество образования во многом зависит от тех условий, в которые в нашей стране поставлено все высшее образование. Начнем с кадров. Руководитель любой юридической фирмы знает, что хорошие кадры стоят дорого, т.е. на низкую зарплату высококлассный специалист не придет. А знают ли наши критики, какую зарплату получает профессор государственного вуза в России? Какие деньги отпускаются на научно-техническое обеспечение учебного процесса? Нельзя хорошо учить студента без доступа к Интернету, к профессиональной периодике (газетам и журналам), к научной литературе, к участию в семинарах и конференциях практиков.

Все это стоит денег, а их у вузов практически нет. К примеру, ни один вуз не в состоянии оплатить участие своих преподавателей в семинарах такого уровня, какие проводит Институт Адама Смита, компания «С-5», The Moscow Times и т.п. Их организаторами и спонсорами часто выступают крупные юридические фирмы, но мне неизвестна практика бесплатного приглашения на них в качестве слушателей преподавателей юридических вузов. По собственному опыту знаю, что именно на этих семинарах очень хорошо высвечиваются самые злободневные проблемы практического правоприменения, предлагаются пути их решения. Представьте, как много преподаватель вынес бы для себя с такого семинара, и, в последствие, донес до студентов.

Другая проблема связана со слабым участием практикующих юристов в деле развития Государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция», который лежит в основе вузовского обучения и играет определяющую роль в подготовке специалистов.

Ведущие юридические вузы России традиционно принимают участие в разработке всех поколений этого документа, а также и его нового проекта. В течение последних двух лет декан юрфака МГУ А. К. Голиченков на нескольких крупных форумах практикующих юристов, где обсуждалось и критиковалось юридическое образование, обращался к критикам с просьбой о рецензировании проекта с позиций потребностей практики. Желающих сделать это вызвалось достаточно.

Позднее наш журнал разослал этот документ по электронной почте в ряд юридических фирм и департаментов. Образовательный стандарт – документ довольно сложный и объемный по содержанию, требует сил и времени на изучение. Догадываетесь, сколько рецензий мы получили? Правильно: ни одной. Критиковать намного легче, чем работать.

Хотелось бы, чтобы юридические фирмы и юридические департаменты компаний, которые сегодня бесплатно получают в свой кадровый состав выпускников государственных вузов, не стояли в стороне от проблем юридического образования, а принимали посильное участие в их решении, как это делают те компании, о которых я рассказала, отвечая на предшествующие вопросы.

Как, на Ваш взгляд, могли бы поучаствовать в подобных мероприятиях региональные юридические фирмы и адвокатские образования?

Все зависит от желания. И региональные юрфирмы, и адвокаты могут высказать дельные предложения по созданию образовательного стандарта, помочь своим местным вузам по многим направлениям. Чтение отдельных лекций и факультативных курсов, учреждение стипендий и грантов талантливым студентам, аспирантам, молодым преподавателям, приглашение на практику и стажировки, поддержка конкурсов студенческих научных работ (с разработкой актуальной тематики, ориентированной на практику сегодняшнего дня) – это вполне доступные формы работы в вузах.

Тем более что такой опыт уже есть (пример тому – работа группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ»), и его надо обязательно распространять. Не только дурной, но и положительный пример должен быть заразительным. Наш журнал с удовольствием примет заявки от региональных фирм для участия в конкурсе в номинации «За вклад в развитие юридического образования». Мы голосуем за активную конкуренцию юридических фирм на этом поле и будем рады вручить не один диплом победителям.

Мог бы государственный орган, регулирующий высшее образование в России, решить вопрос циркуляром?

Плохо представляю себе, как можно эту проблему решить циркуляром. Она достаточно сложна и многогранна, требует творческого подхода – экспериментов и разного рода нестандартных и гибких решений, с учетом специфики конкретного вуза. «Загонять» ее решение в рамки какой-нибудь формальной министерской программы не хотелось бы.

Здесь больше надежд не на министерских чиновников, а на инициативу самих вузов и работодателей, т.е. тех, для кого они готовят кадры.

Но один и очень важный «циркуляр» я бы все же назвала – это Указ Президента РФ от 09.09.2008 №1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования».

На данный момент это право предоставлено двум ведущим университетам России – Московскому и Санкт-Петербургскому государственным университетам. Есть надежда, что такое решение, предоставляющее максимум академических свобод, даст возможность создать в ведущих вузах страны принципиально новые программы и внедрить новые формы подготовки юристов, отвечающих потребностям практики.

Беседовал: Виталий Крец

 

 

Индустриальная неделя

Раздел на стадии наполнения, материалы временно отсутствуют.

Было

Раздел на стадии наполнения, материалы временно отсутствуют.