Молодая гвардия (Pro Bono)

14. 11. 2017
posted by: superman
Просмотров: 22
  • Автор:
    Наталья Габрусенко

«А что такое юридическая клиника?» – собеседник с изумлением смотрит на меня, мысленно пытаясь найти связь между юриспруденцией и медициной. Чаще, конечно, он ждет, пока я сама расскажу о неведомом ему доселе учреждении. Но бывает и по-другому, особенно если у человека фантазия богатая. Тогда я узнаю о том, как юрист может оказывать услуги больным или, что еще лучше, с удивлением выясню, что «юридическая клиника» – это место, где лечат юристов.

Рассказывать приходится в любом случае, потому как что такое Юридическая Клиника на самом деле, редко кто догадывается. Если только сам к деятельности этой не причастен. В России институт клинического образования появился сравнительно недавно и стать широко известным пока еще не успел. Вот происходи подобная беседа где-нибудь в Америке, то и объяснять, вероятно, ничего бы не пришлось. В этой стране институт клинического образования имеет солидную историю.

Можно, конечно, ограничить объяснения тем, что Юридическая Клиника – это место, где студенты-юристы оказывают правовую помощь малоимущим и попавшим в сложную жизненную ситуацию гражданам. Но тогда особо любопытные зададут вопрос: «А почему называется «клиника»? Это же медицинский термин». И здесь придется углубиться в историю.

А началось все в XIX веке, когда задумались отечественные мужи юридической науки о том, как улучшить юридическое образование, чтобы кроме теоретических знаний студенты из стен университетов выносили еще и некоторые практические навыки. Посмотрели, как водится, на Запад. А в странах англо-саксонской системы права ситуация в то время была совершенно иная. Там студенты получали знания исключительно путем индивидуального наставничества со стороны уже опытных практикующих юристов. То есть, желающий заниматься юридической деятельностью шел в помощники опытного специалиста, выполнял мелкие поручения, наблюдал за его работой и одновременно изучал судебную практику и общие принципы правовой науки. Нужна была «золотая середина» – образование, сочетающее в себе как теорию, так и практику. Возникла идея воспользоваться опытом медицинского образования. И как студенты-медики участвуют в лечении пациентов под надзором опытных профессоров, так и студенты, обучающиеся по юридической специальности, могут оказывать помощь гражданам под надзором бывалых юристов-преподавателей. Отсюда, по аналогии, появилось название – «клиника». Автором этой идеи у нас в России принято считать профессора Казанского Университета Д.И. Мейера. Он же и создал первую в России юридическую клинику при Казанском университете, просуществовавшую около 10 лет. Правда, в то время идея клинического образования в России так и не получила своего распространения. Зато была блестяще воплощена на Западе, получив особенное развитие в 60-е годы XX века, вернувшись к нам только в 90-е: первая клиника была создана в 1995 году в г. Петрозаводске. Сейчас в России их насчитывается более ста.

Первые российские клиники создавались, в основном, по инициативе «снизу». На юридических факультетах появлялась группа инициаторов, которая, заручившись поддержкой того или иного фонда, отстаивала необходимость создания клиники перед ученым советом и начинала действовать. Большую поддержку становлению клинического образования в России оказывали Фонд Форда, Американская Ассоциация Юристов, Фонд Сороса, Российский Фонд Правовых Реформ, зарубежные вузы.

За сто с лишним лет придуманная когда-то форма обучения почти не подверглась изменению. Как и планировалось в XIX веке, студенты юридических клиник приходят туда за получением практических навыков. И им хорошо, поскольку выходят они уже с солидным багажом реального опыта работы, и людям польза – ведь не все имеют возможность воспользоваться платными юридическими услугами, а жизнь такая, что без юридической поддержки сейчас не обойтись практически никому. Кроме того, в отличие от бесплатной медицинской помощи, которая давно стала притчей во языцех, бесплатная юридическая помощь студентов имеет ряд преимуществ перед платной (разумеется, помимо самого факта безвозмездного её оказания).

«Это какие же?» – не без сарказма интересуется собеседник, на днях посетивший районную больницу и поэтому твердо убежденный, что ничто бесплатное хорошим не бывает.

Если у практикующих юристов не так уж часто бывает время и желание досконально разбираться в ясной, на первый взгляд, проблеме, то для студентов дойти до сути любого, даже самого, казалось бы, незначительного правового вопроса – является делом чести. Тут во главе угла не материальный вопрос («А стоит ли возиться вообще с этим делом?» и «Сколько мне за него заплатят?»), а желание помочь человеку, во-первых, и для себя что-то новое вынести, во-вторых. Оптимальный вариант для клиента. Его и выслушают внимательно, и вопрос со всех сторон рассмотрят, и помощь окажут в составлении правовых документов. А если возникнет необходимость, студенты могут представлять интересы клиентов в суде и иных государственных органах. За качество оказанных услуг тоже можно не волноваться: студенты работают под надзором опытных юристов, и без их согласия ни один ответ не дается.

Практической деятельности студентов-клиницистов предшествует прохождение ими теоретических курсов по интервьюированию и консультированию, этике работы с клиентами. Такие курсы редко проводятся в виде утомительных лекций, знания получаются в ходе семинаров, ролевых игр, активных дискуссий, практических заданий и т.д. После сдачи зачетов по базовым курсам студенты уже могут (как правило, дрожа от страха) принять своего первого клиента. От побега с дежурства обычно удерживает лишь присутствие студентов старших курсов клиники или преподавателей, которые наблюдают за новичком и готовы в любой момент прийти на подмогу. Успешно пройдя это серьезное испытание, студенты продолжают обучение, теперь уже сочетая его с приемом клиентов.

На последующих курсах они знакомятся с основами адвокатской этики, техникой юридического письма, учатся, как подготовить и вести дело в суде, а также узнают множество других полезных вещей, которые не входят в обычный университетский курс. Но все же самые важные знания усваиваются клиницистами при работе с клиентами. Тут и с самыми разными людьми научишься общаться, и отличать правовые вопросы от не правовых, и по каждому делу гору литературы и нормативного материала перечитаешь, ну и конечно, навыки в составлении всевозможных правовых документов получишь.

Кстати, клиники разные бывают. Одни исключительно гражданским правом занимаются, другие – защитой прав и интересов некоторой группы лиц (например, беженцев или призывников), а некоторые работают сразу по нескольким направлениям. Многие из клиник имеют общую специализацию. И от того, в какой клинике обучается студент, зависит то, какие знания он там приобретет. В любом случае выпускники юридических клиник выгодно отличаются от тех своих сокурсников, которые в деятельности клиники не участвовали. Клиницисты не только обладают большим количеством навыков, но и чувствуют себя более уверенно, впервые выходя на работу. Этому способствует и сертификат об оказании юридической помощи населению, выдаваемый по окончании университета вместе с дипломом.

«И как попасть в эту вашу клинику?» – снова подает голос мой собеседник, и за нарочито небрежным тоном чувствуется заинтересованность. Как правило, в клинику набираются студенты 3-4 курса юридических факультетов, которым для поступления необходимо пройти небольшой конкурс. В моем случае он включал в себя наличие хороших оценок за последние сессии, две рекомендации от преподавателей и небольшое собеседование на тему: «Чем ты можешь быть полезен клинике, и чем клиника может быть полезна тебе?». Особенно сложным оказалось последнее задание, поскольку в то время я и сама не знала ни что такое «клиника», ни чем там занимаются, ни зачем туда идти. Клинике нашей на то время было всего два года и о ней мало кому из сокурсников было известно. Устроив небольшую разведку на факультете и собрав воедино разрозненные обрывки информации, я сделала для себя следующий вывод: «По-видимому, там каким-то образом помогают людям, и дают дополнительные знания. Правда, не совсем понятно, какого рода...». Как бы там ни было, но я решила попробовать.

Сейчас, спустя несколько лет, я знаю о своей клинике и о клиническом образовании куда больше, чем тогда, на третьем курсе, когда прошла входной конкурс и стала новобранцем молодой гвардии клиницистов. Я искренне радуюсь, что теперь-то могу рассказать о том, что не только где-то за рубежом, но и у нас есть люди, бескорыстно и по собственной инициативе оказывающие юридическую помощь тем, кто в ней нуждается, а также о том, где и как этой помощью можно воспользоваться.

Уже довольно поздно, и мы с моим собеседником договариваемся, что при следующей нашей встрече я проведу ему небольшую экскурсию по своей юридической клинике – Центру Клинических Методов Обучения Томского Государственного Университета.

Опубликовано в № 11/2007 журнала "Юридический бизнес".

 
Яндекс.Метрика